Иванов С.В. Фельдшерица. 1903 (ГТГ)
Рассматривая произведение Сергея Васильевича Иванова «Фельдшерица», удивляешься, насколько оно выбивается из творчества мастера. Все прекрасно знают произведения раннего периода, когда художник был увлечен трагическими «переселенческой» и «арестантской» темами, и по словам художественного критика Сергея Глаголя: «… Десятки вёрст прошёл с переселенцами в пыли русских дорог, под дождём, непогодой и палящим солнцем… заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове его сложился ряд картин, действительно способных нарисовать эпопею русских переселений».
Так же хорошо известны исторические работы Иванова о жизни допетровской Руси. Но «Фельдшерица», написанная в 1903 году (то есть одновременно с историческими произведениями), по бесконфликтности мотива не может даже считаться возвратом к прошлым остро - социальным темам. Сюжет – простая бытовая сцена: юная девушка, видимо только получившая диплом, сосредоточено капает лекарство, а вокруг нее, занимая все свободное пространство деревенской избы, толпится народ, внимательно за этим наблюдающий. И как раз эти персонажи делают полотно необычайно интересным. Можно бесконечно рассматривать выражения лиц присутствующих. Реакция у всех неоднозначна. Любопытство, вера в чудо, откровенное недоверие, суеверный страх, откровенная глупость… Невольно приходят на память булгаковские «Записки юного врача», прекрасно живописующие деревенских пациентов: вроде грамотного мельника, решившего принять сразу прописанные на неделю порошки хинина, молодуху, угощавшую лекарством все село, баб, выманивающих во время тяжелых родов ребенка на сахар и много других юмористических, правда с нотой горечи моментов.
Замысел Дягилева, представить русское искусство во всем его многообразии, в полной мере подтверждает нахождение рядом с обыденными жанровыми произведениями глубоко философской работы Николая Николаевича Ге.