Борисов-Мусатов В. Автопортрет с сестрой. 1898
Летний день. В тени сада, у изящного столика, на котором лежат свежие розы, и в мраморе столешницы отражается небо с бегущими по нему облаками, сидит юная девушка. Это младшая сестра автора картины, Виктора Борисова-Мусатова четырнадцатилетняя Елена. На ней старинный наряд, платье по моде сороковых годов девятнадцатого столетия. Девушка занимает центральное место в картине. Себя художник изображает сбоку, его фигура, срезанная краем холста, словно не вмещается и уходит за пределы картины. Такой прием создает впечатление жизненной убедительности, будто случайно увиденной сцены, хотя композиция строго продумана и уравновешена. По своей оригинальности она не имеет аналогий в жанре русского портрета.
Предметы первого плана написаны весьма материально, в то время как деревья в глубине холста переданы очень обобщенно. Они как-будто некая замыкающая пространство стена, отделяющая людей в этом тихом уголке сада от остального, чуждого им мира, а состояние отрешенности в лицах героев еще более усиливает это впечатление отчужденности.
Этот двойной портрет - выражение общей концепции творчества Борисова-Мусатова, которую он определил сам: “Когда меня пугает жизнь, я ухожу в искусство и кажется мне, что я на необитаемом острове и никакой действительности не существует”.
Валентин Серов, признанный глава новой русской школы, отдавший свой талант на служение дягилевскому «делу» был представлен в парижском Салоне 19 работами. Дягилев разместил серовские портреты в зале рядом с работами Крамского, Репина и Левитана.