Бенуа А. Итальянская комедия. 1906
В картине Александра Бенуа «Итальянская комедия» представлена сцена из спектакля «Нескромный Полишинель». В подобных комедиях действовали персонажи, каждый из которых был носителем определенной черты человеческого характера. Содержание пьесы раскрывалось через пантомиму, танец, клоунаду. Здесь наивность сочеталась с утрированно-экспрессивной пластикой. Перед нами разыгрывается забавная кульминация комедии. В глубине сцены тощий неуклюжий старик Полишинель в порыве любовной страсти падает на колени перед дамой в корсете и кринолине. Красотка жестом рук отвергает незадачливого поклонника. Капитан в широкополой шляпе и черном плаще подчеркнуто эффектно выхватывает из ножен шпагу. На первом плане представлены Пьеро в неизменно белом балахоне, показывающий кукиш, и бойкий, яркий в красно-черном костюме Арлекин в странно-изогнутой позе. Бенуа прекрасно сумел передать балаганный характер спектакля, нарочито условную игру актеров. Он строит композицию на сложном ритме, меняя ракурсы, сочетая плавные линии со сложными и напряженными. Необычное освещение дает почувствовать фантасмагорию театрального действа. Театр привлекал Бенуа как и других мирискуссников своей многоликостью, где жизнь словно отражаясь в серии зеркал открывалась в новых неожиданных аспектах, подчас острых и загадочных. Театр давал возможность вернуть прошлое, казавшееся художнику столь привлекательным. Столь же театрализована и картина Александра Бенуа «Купальня маркизы», в которой любование декоративной красотой быта смешивается с глубокой иронией. Далее Вернуться к началу выставки