Гроот Г. Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?)
Произведений Гроота немного. Художник прожил всего тридцать три года и успел проработать в России всего шесть лет. Его портреты отличает удивительное живописное мастерство, большое внешнее сходство с оригиналом и тонкая психологическая проницательность, деликатное понимание внутреннего мира высокопоставленных моделей. Среди двенадцати портретов кисти Георга Гроота, хранящихся в Русском музее, восемь представляют собой изображения цесаревича Петра Федоровича и его супруги великой княгини Екатерины Алексеевны.
Особенно интересен парный портрет юной великокняжеской четы - один из самых ранних портретов Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. Скорее всего, он выполнен в 1745 году, непосредственно перед бракосочетанием. Гроот запечатлел на картине двух молодых людей, по меркам нашего времени – подростков. Нарядный цесаревич с голубой лентой ордена святого Андрея Первозванного через плечо левой рукой деликатно обнимает свою юную супругу за талию, правой рукой при этом нежно поддерживая правую ручку своей дамы, как бы представляя ее зрителям. Художник мастерски выписал красивые нарядные костюмы по последней французской моде того времени. Однако наиболее примечательны лица моделей. Великий князь на портрете спокоен, слегка насмешлив, уверен в себе, а Екатерина, напротив, смотрит настороженно, тревожно и даже угрюмо. В ее удлиненном, хотя и породистом, но некрасивом лице нет и намека на то удивительное обаяние отличавшее Екатерину II. На портрете будущая великая императрица запечатлена в тот период жизни, когда она только маленькая немецкая принцесса, благодаря игре случая вдруг ставшая невестой своего малопонятного взбалмошного троюродного брата. Кажется, что в настороженном лице как бы застыл вопрос: что ждет ее впереди в этой загадочной, но такой манящей России? Любовь или отчуждение? Царский трон или монастырская келья? Все так неопределенно и почти равновероятно!
Через семнадцать лет история и судьба все расставит на свои места – маленькая принцесса Фике, 28 июня 1762 года свергнет с престола своего супруга и взойдет на трон, для того чтобы стать самой Великой русской императрицей. Лица людей эпохи, названной ее именем, запечатлят для потомков прославленные живописцы - Рокотов, Левицкий, Боровиковский. Но одним из первых, кто уже через месяц после дворцового переворота удостоится чести написать портрет молодой императрицы будет крепостной художник Иван Аргунов.