Аргунов И. Портрет Екатерины II. 1762
Крепостной графа Петра Шереметьева художник Иван Аргунов, был учеником немецкого живописца Георга Гроота. Зарекомендовавший себя талантливым портретистом, Аргунов получает заказ на создание парадного портрета для украшения зала Сената в Петербурге. Так как государыне не полагалось позировать крепостному холопу, Аргунов должен был писать ее «наизусть, с примечания в выходах». Это означало, что художнику необходимо было запоминать черты лица своей модели, увиденные на каком-нибудь придворном торжестве, и уж затем, по памяти, переносить их на холст.
Мастер представил Екатерину II в полный рост, со всеми необходимыми аксессуарами коронационного портрета: в парчовом платье, малой императорской короне и мантии, подбитой горностаевым мехом, с державой и скипетром, лежащими на бархатной подушке. Завершенный уже к 30 августа портрет представили императрице перед ее отъездом в Москву на коронационные торжества. Екатерина II одобрила, сказав что «работа и идея хороша, также и в лице сходство есть, а более нижняя часть лица похожа» и заметила, что она с удовольствием позировала бы художнику – «для чего де не сказали, мне де самой надобно сидеть».
Рядом с парадным портретом Екатерины II плотными рядами разместились портреты людей екатерининской эпохи. В основу подобной развески Дягилев положил иконографический принцип, то есть упор делался на самих личностях изображенных, а не на творческих индивидуальностях мастеров. Зрителю как бы предлагали в первую очередь общение с реальными «персонами», олицетворявшими собою государственную и частную жизнь дворянской России. Вторая половина русского XVIII века раскрыла перед нами многоцветный веер портретных образов, где помещик-хлебосол в домашнем халате соседствует со знатным вельможей, облаченным в парадный мундир или модный кафтан, а пышную красоту придворных дам, их тяжелую стать, оттеняет хрупкость наивность детских образов. На противоположной стене от парадного императорского портрета вы можете увидеть Портрет Ивана Якимова в костюме Амура, выполненный художником Николаем Аргуновым, который несмотря на свою широкую известность, очень редко встречается со зрителем.