21 апреля 2011 года в Корпусе Бенуа открылась выставка одного из крупнейших русских художников первой половины ХХ века Бориса Дмитриевича Григорьева (1886–1939). На экспозиции представлены работы разных лет: от самых ранних до последних, созданных перед смертью. Выставка включает более 150 произведений живописи, рисунка, акварели и гуаши из собраний музеев России, зарубежных и российских частных коллекций. Столь широко и разнообразно творчество мастера показывается в России впервые.
Значительная часть выставки отведена теме России, которая волновала Григорьева всю жизнь. Первые рисунки, изображавшие русскую деревню, появились летом 1916 года. Через год на выставке объединения «Мир искусства» (Григорьев был членом этого объединения) художником был представлен цикл «Расея»: галерея типов и пейзажей русской деревни, полная смысловой многозначности и психологической наполненности образов. Грубый и суровый крестьянский быт, фольклор были знакомы Григорьеву из многочисленных путешествий по Волге, Шексне, Свири, а все рисунки и картины маслом этого цикла были выполнены в Олонецкой губернии и в окрестностях Петрограда. Александр Блок назвал его тогда художником, мыслящим «глубоко и разрушительно». Первоначально цикл насчитывал 9 картин и 60 рисунков. Наиболее значительные из них представлены на нынешней выставке: «Старуха-молочница», «Хутор», «Подсолнухи», «Крестьянская земля» (все 1917), «Олонецкий дед», «Деревня» (обе 1918), и др. Продолжением стала публикация альбома «Расея» в 1918 году. Он включал в себя не только живопись и графику, но также тексты П.Щеголева, Н.Радлова и самого Бориса Григорьева.
В 1919 году художник эмигрировал из России. Но «русская тема» в творчестве Григорьева была подобна живому организму, который постоянно развивался. За рубежом Григорьев переиздал «Расею» на русском и французском языках. В 1921 году он создал в Париже картину «Лики России», которую западные исследователи творчества художника называют «величайшим русским произведением искусства со времен революции», да и сам Б.Григорьев считал это полотно своей наиболее выдающейся работой. А в 1923 году художник издал книгу-альбом с аналогичным названием («Visages de Russiе», 1923). В альбом, кроме пейзажей и деревенских «типов», Григорьев поместил также портреты и зарисовки, сделанные им под впечатлением парижских спектаклей МХТ, в том числе, «На дне» М.Горького и «Братьев Карамазовых» Ф.Достоевского. Эти портреты - Василия Качалова в роли царя Федора Иоанновича (он представлен на выставке), Ивана Москвина в роли Снегирева, О.Л. Книппер-Чеховой в роли Настасьи, Станиславского в роли Сатина – делались в антрактах спектаклей, за кулисами.
В начале ХХ века Григорьев был одним из самых блестящих и известных портретистов в России. Проницательный взгляд художника схватывал не столько внешний облик своих моделей, сколько характер, привычки, манеры. На выставке представлены портреты Мейерхольда, Шаляпина, Горького, Рериха, ставшие поистине образами-метафорами.
Особенно ценили современники рисунки Бориса Григорьева, названные Н.Пуниным «парадоксом на плоскости». На выставке представлены работы, выполненные для журнала А.Бурцева - «Девушка с косами», «Прохожие» (обе 1911) и др.; иллюстрации к поэме В.Пушкина «Опасный сосед» (1918), портрет поэта В.Хлебникова (1913), портрет Н.Евреинова (1913), рисунки, посвященные парижской жизни - «Русские в Париже» (1913), «Гарсоны»(1913), «Парижские типы»» (1913), а также переработанные парижские наброски 1913–1914 годов («Шантан. Париж», «У стойки бара», оба 1918), которые составили цикл работ «Intimite». Ему был посвящен и одноименный альбом (1918).
Многообразно одаренный, Григорьев сочинял стихи, создал роман и книгу мемуаров, писал статьи об искусстве и художниках. Григорьев был частым посетителем литературных вечеров, на которых выступал как поэт. Глубокая погруженность в литературную среду, устремленность к словесному творчеству - причина того, что Григорьев стал одним из лучших интерпретаторов как русской классики, так и современных ему авторов (А.Пушкина, Ф.Достоевского, Саши Черного). Не случайно и все свои крупные графические и живописные циклы Борис Григорьев замысливал, как книги.
Знакомство с театром и музыкой началось у Григорьева с раннего детства: все члены семьи играли на музыкальных инструментах, в доме ставились домашние спектакли. Удивительно ли, что художника привлекла и работа над театральными декорациями и сценическими костюмами. В частности, Григорьев оформил постановку спектакля-гротеска К. Гибшмана и П.Потемкина «Black and white». На выставке представлены эскизы декораций и костюмов к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» (постановка не была осуществлена).
Художник разделил судьбу множества своих соотечественников, оказавшихся в эмиграции после Октябрьского переворота 1917 года. Он жил в Берлине, Париже, бывал в США, путешествовал по Латинской Америке, работал в Чили. Григорьев был известен, его работы охотно покупали коллекционеры и музеи. Потому его картины и рисунки оказались разбросанными по разным континентам и странам. Не все из них удалось получить на выставку Русского музея.
Мультимедийное сопровождение выставки напоминает о работе Григорьева «Персонажи комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1933-1935), проданную в 2007 году на Нью-Йоркском аукционе «Sotheby’s» (с тех пор ее местонахождение неизвестно). А также - «Лики мира», масштабный проект, посвященный художником Лиге наций. В нем Григорьев собрал около тридцати персонажей, являющихся, по его мнению, отражением ХХ века. Ныне «Лики мира» находятся в Пражской национальной галерее.
За рубежом Григорьев имел славу «великого русского художника». Сам о себе он писал так: «Сейчас я первый мастер на свете. Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать». Однако, в Советской России само изучение творчества художника–эмигранта долгое время не приветствовалось. Сегодня отношение к Григорьеву принципиально изменилось: картины художника стали постоянными участниками музейных экспозиций, были организованы выставки в 1989 году - в Пскове, в 2006 - в KGalery (Петербург), изданы каталоги и книги, изучением его творчества занимаются многие исследователи.
И все же, на родине художника, в России, ценители искусства знакомы с творчеством мастера пока еще недостаточно. Нынешняя экспозиция дает возможность увидеть новые грани творчества Бориса Григорьева, одного из ярких представителей русской культуры первой половины XX века. Многие произведения, представленные на выставке, показываются российским зрителям впервые.