В залах Михайловского (Инженерного) замка состоялось открытие выставки "Из русской жизни XVIII - начала XX века"
26 августа 2010 года в залах Михайловского (Инженерного) замка открылась выставка «Из русской жизни XVIII – начала XX века». Более 150 произведений графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея представляют давно забытые страницы из истории русского быта различных социальных слоев. Хронологически экспозиция охватывает период со второй половины XVIII века до 1917 года.
Наряду с произведениями хорошо известных авторов, среди которых А.Венецианов, П.Федотов, В.Маковский, В.Серов, И.Репин, Б.Кустодиев, К.Малевич, на выставке представлены работы малоизвестных русских и иностранных художников.
Во второй половине XVIII века жанровые мотивы только зарождались в русском искусстве. Отечественные мастера обращались к ним крайне редко, создавая глубоко индивидуальные произведения, такие как уникальная серия акварелей И.Ерменева, изображающая нищих и крестьян, или рисунок М.Козловского «Российская баня». В это время окружающая действительность оказалась привлекательной, прежде всего, для художников-иностранцев, посетивших Россию и заинтересовавшихся непривычным укладом жизни и обычаями страны. Многочисленные гравированные серии Ж.-Б. Лепренса, М.-Ф. Дамама-Демартре, Дж. Аткинсона, Х.-Г. Гейслера и других европейских художников, содержавшие известную долю этнографизма и, кроме того, курьезных неточностей, происходивших от незнания реалий русской жизни, пользовались успехом как в Европе, так и в России.
В первые десятилетия XIX века ситуация изменилась. Теперь уже рисунки русского художника, Е. Корнеева, послужили оригиналами для гравюр «Les Peuples de la Russie…» (Paris, 1812-1813). В Петербурге одна за другой выходили в свет гравированные (а затем - литографированные) серии А.Орловского, А. Мартынова, альбомы А. Плюшара и других, посвященные жизни разносчиков и сценкам из крестьянской жизни. В 1817-1818 годах было опубликовано самое известное издание подобного рода – «Волшебный фонарь», вопрос об авторстве которого до настоящего времени остается открытым. Его популярность оказалась столь велика, что вскоре оно было переиздано, а завод Гарднера выпустил серию фарфоровых фигурок, воспроизводящих эти изображения. Литографии А. Орловского 1820-х годов породили целую волну подражаний и повторений, как профессиональных, так и дилетантских, чем вызвали не просто интерес к бытовому жанру, а своего рода моду на жанровые изображения.
В 1830-1840-х годах расцвет переживала жанровая акварель, в которой наряду с литографированными сюитами, такими как «Вот наши! С натуры» И. Щедровского или «Русские народные сцены» Р. Жуковского наиболее ярко проявились основные мотивы и тенденции бытового жанра. По-прежнему графические произведения служили и оригиналами для росписей на фарфоре, для мелкой пластики.
Новым этапом в развитии бытового жанра в русском искусстве стало творчество П.Федотова. Возникли не только новые современные темы и герои, но и другой взгляд: взгляд художника, переставший быть отрешенно созерцательным - теперь в нем проявлялось то ироничное, то критическое отношение к изображенному событию.
Во второй половине XIX века круг задач жанровой графики стал иным. К этому времени она утратила свое приоритетное положение в русском искусстве, которым обладала почти на протяжении столетия. Бытовой жанр стал стремительно развиваться в живописи и в скульптуре, где были в основном сосредоточены новаторские поиски. Это подталкивало авторов оригинальной и печатной графики выявлять и демонстрировать только ей присущие свойства и особенности изобразительного языка. Одним из новых направлений явилась художественная хроника. Возросло число альманахов и различных иллюстрированных изданий, предназначенных для широкой публики. «Художественный листок» В.Тимма (1852-1861) стал просто летописью дореволюционной России. В рисунке и акварели сосредоточились главным образом творческие поиски художников, связанные с фиксацией замыслов, натурных впечатлений. Станковые произведения, подобные жанровым рисункам И.Репина, теперь были явлением не столь частым. Художники перестали специализироваться только в бытовом жанре, как это нередко было раньше. Исключение среди значительных мастеров составил лишь В. Маковский.
В начале XX века к жанровым мотивам обращались многие художники, чье творчество не просто демонстрировало разные подходы, но и выявляло заложенное в самой природе жанра богатство смысловых возможностей. Они могли быть тесно взаимосвязаны с их живописными поисками, как у Б. Кустодиева и А. Юона, или прямо противоположны им - как, например, у А.Яковлева. В жанровых произведениях проявилось умение ценить ускользающее мгновение повседневности, увидеть в повторяющемся ритме простых ежедневных занятий вневременное, почти эпическое значение. Быт в них порой перерастал в бытие. История становления и развития бытового жанра в русском искусстве на протяжении почти двух столетий - это история открытия человеком значимости и эстетической ценности всех проявлений окружающей его действительности.