27 октября 2011 года в Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Святая Русь», которая была сформирована на основе фондов российских музеев для показа в музее Лувра в Париже, в рамках года России во Франции, а затем экспонировалась в залах Третьяковской Галереи. Выставка, прошедшая под патронажем президентов России и Франции, вызвала в Европе серьезный культурно-политический резонанс.
Выставка включает около 300 произведений X–XVIII веков из двадцати российских музеев, библиотек и архивов. Среди них – иконы XIII-XVIII веков, археологические памятники, уникальные образцы шитья Строгановской школы, предметы церковной утвари, редчайшие рукописные и печатные книги, берестяные грамоты.
Нынешняя экспозиция отличается от парижской за счет расширенного, по-иному сформированного состава экспонатов. Семь ее разделов посвящены разным сторонам русской средневековой культуры. В результате шедевры русских мастеров, впервые представленные в едином экспозиционном пространстве, создают впечатляющую, масштабную и целостную картину искусства Древней Руси от его истоков до эпохи Петра Великого.
Первый раздел посвящен Крещению Руси и утверждению веры. Реликвии Византии и Святой Земли свидетельствуют о том, откуда и как приходило на Русь вероучение, а сокровища древних кладов и курганов, в составе которых присутствуют исключительные по мастерству исполнения произведения декоративно-прикладного искусства, византийские и западноевропейские монеты и ювелирные изделия - говорят о широких связях с различными странами.
Особое место в экспозиции уделено образам участников начальной истории русского христианства: святого князя Владимира - крестителя Руси и его сыновей святых Бориса и Глеба, а также чтимому списку прославленной иконы Богоматери Владимирской, созданному на рубеже XIV и XV веков, возможно, при участии Андрея Рублева.
Многочисленные свидетельства исключительного почитания Богоматери на Руси представлены во втором разделе. Это - чудотворные иконы и списки с них, среди которых - Богоматерь Максимовская (около 1299-1305), Богоматерь Толгская (конец XIII в.), Богоматерь Пименовская (80-е годы XIV в.), Богоматерь Казанская (1606).
Праздникам в честь Богоматери посвящены иконы «Успение Богоматери» и «Покров Богоматери». Разнообразные гимнографические тексты, изобилующие развернутыми поэтическими и символическими эпитетами, стали основой для таких образов как «О тебе радуется», «Богоматерь Вертоград заключенный» и других. Сюжет иконы «Чудо от иконы Богоматерь Знамение», известной также под названием «Битва новгородцев с суздальцами», основан на предании об иконе «Богоматерь Знамение», чудесным образом оказавшей помощь Новгороду при его осаде суздальскими войсками в 1170 году.
Третий раздел дает представление о пантеоне русских святых и их почитании. Житие первых русских канонизированных святых Бориса и Глеба вошло в состав знаменитого Сильвестровского сборника (XIV век), который сопровождается сорока миниатюрами, повествующими об их духовном подвиге. Герои этого повествования предстают и на иконах, в которых, согласно канону, они изображались в разной иконографии.
На выставке представлены два деревянных рельефа XVI-XVII вв., которые являются крышками гробниц Иоанна, архиепископа Новгородского, и святого Антония Римлянина. Интересно, что они приобрели музейный статус еще в XIX веке, когда, после синодального Указа 1722 года о запрете скульптуры в храмах, они были сняты с гробниц и заменены живописными изображениями, а впоследствии попали в музей Императорской Академии художеств. К числу редких произведений деревянной резьбы относится и «Чудо Георгия о змие» (вторая половина XVI в.). Почитаемый на Руси наряду со святыми Николаем Мирликийским, Дмитрием Солунским, святителями Власием Севастийским и Спиридоном Тримифунтским, святой Георгий изображался не только поражающим змия, но и в житийных иконах. Среди святых жен, наряду с Параскевой и Анастасией, особо почиталась святая Варвара, мощи которой еще в XII веке были перевезены в Киев.
О русских монастырях, которые были центрами духовного просвещения, ее обороной, форпостом и знаменем, малыми образами Града Божия на земле повествует четвертый раздел экспозиции. В составе этого раздела можно видеть образы основателей прославленных русских обителей – преподобного Сергия Радонежского, Дмитрия Прилуцкого, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, рукописи с текстами их житий, а также рукописные иллюминированные книги и золотное шитье. На иконе «Видение святого Иоанна Лествичника» (конец XVI – начало XVII века) изображены тридцать ступеней духовного восхождения как монашеский путь достижения святости.
Пятый раздел поднимает важнейшую тему отношений русской Церкви и русской государственности от княжеского периода до времени правления царей Алексея Михайловича и Петра I, историю Соборов и Раскола. Образ «святой власти» предстает в документах, рукописях, иконах, предметах прикладного искусства и литургической утвари. Там же можно увидеть надгробный портрет рано умершего царя Федора Алексеевича, выполненный по заказу царевны Софьи в 1686 году мастером Оружейной палаты Иваном Салтановым.
Шестой раздел позволяет увидеть святое в повседневной жизни православного христианина, которого от рождения до смерти сопровождали вошедшие в ежедневный обиход нательные кресты, мощевики-реликварии, домашние и походные иконостасы-складни, книги для домашнего чтения, намогильные кресты, символизирующие надежду на грядущее Воскресение.
Жизнь состоит из лет, месяцев и дней, и они в православном сознании освящены циклической последовательностью праздников церковного календаря, молитвой праздничной, ежедневной и даже – в идеале святости – непрерывной. Искусство Древней Руси сохранило множество предметов частной жизни христианина: от берестяных грамот XII века, в которых говорится о заказе икон для храма, до комплекса икон из надгробного иконостаса царевны Софьи в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
Предметы, входящие в убранство православного храма и участвующие в богослужениях, вошли в состав седьмого раздела выставки: иконостас и иконы, расположенные на столбах и стенах, литургические предметы, богослужебные одежды, евангелия, псалтыри и другие уникальные рукописные книги XIV-XV веков. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, исполненный в 1497 году, представлен четырнадцатью иконами, некогда входившими в состав деисусного, праздничного и пророческого рядов. Среди литургических сосудов - яшмовый потир, сделанный в 1329 году по заказу архиепископа Моисея, тарель, вложенная в Архангельский собор Московского Кремля в память о царе Федоре Ивановиче, водосвятные чаши. Поручи с изображением Деисуса (XII в.), по преданию принадлежавшие святому Варлааму Хутынскому, являются самыми древними из дошедших до нашего времени. Высочайшим совершенством отмечены торжественные одеяния митрополита Ионы Сысоевича, созданные в строгановских мастерских в 1665 году.
Несмотря на то, что в летописной, хронологической истории Русское государство хранит образцы трагического прошлого, омраченного преследованием святых и разорением городов, братоубийственными войнами и государственными преступлениями, при взгляде на собранные воедино на выставке памятники истории и культуры, становится очевидным, что была и есть Святая Русь. Выставка – еще одна возможность увидеть этот торжественный, глубокий и величавый образ – не в отвлеченной дали, но в живых деяниях, творчестве и нетленной красоте.