Всевидящее Око, со святыми на полях. Середина XIX века
Уральский регион – один из значительных центров старообрядчества с преобладанием староверов поповского толка. Многочисленные часовни устраивались приверженцами старой веры в селениях при богатых горных заводах, что позволяло роскошно отделывать их интерьеры, приглашая для иконописных работ искусных, хорошо обученных мастеров.
Коллекция уральских икон Русского музея сравнительно невелика. В ее состав входят несколько памятников из частных собраний и замечательный двусторонний крест, исполненный в 1904 году в Екатеринбурге потомственными иконописцами, мастерами Андреем Семеновичем и Гавриилом Семеновичем Романовыми.
Из собрания Строгановых происходит икона середины XIX века «Всевидящее Око, со святыми на полях». В основе иконографии лежит сложная композиция, смысл которой заключается в зримом соотнесении Христа и Солнца, Христа и Света, ибо Христос – Солнце Правды. Появление этого извода в иконописи было обусловлено тем, что такими сопоставлениями полны тексты Священного писания, творений Отцов церкви, литургические тексты и молитвы.
В среднике иконы размещены несколько концентрических кругов, заполненных изображениями. Вверху – своеобразное полукруглое навершие, обрамляющее полуфигурное изображение Саваофа (Бога Отца), благословляющего обеими руками двуперстно. Ниже – Богоматерь в позе Оранты, возносящей моление. Внешний круг разбивают на четыре части красные треугольники – лучи ромбической «славы», в каждом из которых изображено одно из четырех таинственных крылатых существа Апокалипсиса – бык, орел, лев и ангел. В соответствии с христианской традицией, они являются символами четырех Евангелий и самих святых евангелистов, и поэтому каждый из них держит книгу в золотом переплете.
Внешний - зеленый и следующий за ним красный круги заполнены изображениями небесных ангельских сил – шестокрыльцев с золотыми крылами, лучами и звездами. Два центральных круга включают в себя исполненное золотом по золоту поясное изображение благословляющего двуперстно обеими руками Спаса Эммануила и окружающее его алое сияние со странным изображением человеческого лика – с одним носом и устами, но с четырьмя глазами. Сходным образом в иконописи изображались Солнце и Луна, но в этом случае личины имели по два глаза. Четыре широко раскрытых ока на солнечном диске-лике должны были означать божественное всевидение и всеведение, «неусыпаемость» Ока Господня.
Особенностью именно этого образа является обилие текстов, помещенных в среднике и расположенных по границам концентрических кругов, что заставляет наш взгляд следовать за ними по кругу и «по солнцу» – слева направо. Мы как будто обходим центральное изображение Христа-Солнца – как в литургическом действе издревле обходили храмовый престол. Тем самым, иконописец побуждает нас следовать взглядом, – идти «посолонь», как это сохранялось в старообрядчестве.
Лишь единичными образцами в собрании Русского музея представлены памятники старообрядческого иконописания города Твери.