Святой Вонифатий с житием в 12 клеймах. Мастер Василий Рябов. 1814
Среди иконописных центров Нижегородской губернии сравнительно недавно был выделен новый – Село Павлово на реке Оке. В настоящее время в Русском музее Павловское иконописание представлено подписной работой мастера Василия Рябова «Святой Вонифатий с житием в 12 клеймах», происходящей из Чернухинского скита Семеновского уезда и дающей хорошее представление о стиле Павловских мастеров.
Византийский святой мученик Вонифатий жил в III веке нашей эры во времена правления Римского императора Диоклетиана. Был он рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием.
Первое клеймо повествует о том, как Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: “А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?” Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности.
Во втором клейме Ванифатий, потрясенный зрелищем страшных пыток мучеников в городе Таре, видя просветленные благодатью Господней их лица, по влечению своего сострадательного сердца бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними.
В третьем и четвертом клеймах святой Вонифатий исповедует перед царем имя Христово, нарекает себя хрестьянином, а затем отказывается принести жертву идолам. Его тут же предают на мучения.
Пятое и шестое клейма изображают сцены мученичества святого Вонифатия – его поят кипящим оловом, бросают в котел с кипящей смолой. Но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа. Об этом повествует седьмое клеймо.
Восьмое и девятое клейма повествуют о том, как друзья Святого Вонифатия находят его останки и везут их в Рим к Аглаиде.
В 10, 11, и 12 клеймах описано, как Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя Святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили Святую близ могилы мученика Вонифатия.
Фигуры на иконе Василия Рябова имеют характерные пропорции с утяжеленными торсами и округлыми ликами. Представленные в сложных ракурсах и непринужденных позах, они изображены на фоне многоплановых ландшафтов, обязательным элементом которых является архитектура. Максимально приближая действующих лиц к переднему плану и умело пользуясь приемами перспективы, иконописец искусно углубляет пространство, предельно насыщая каждое из клейм действием. Мастерством исполнения отличаются драпировки одежд и роскошные балдахины, под которыми восседают персонажи.
Типичными чертами Павловского иконописания являются и черновой орнамент, заполняющий рамку вокруг фронтального образа мученика в среднике, и орнаментированные картуши с «жемчужной обнизью», помещенные по центру боковых и нижнего полей рамки.