Рождество Христово. Начало XIX века
Ярославская губерния в XVIII-XIX веках была важным центром старообрядческой культуры. В ней, конечно в разных местах, собрались, пожалуй, все направления и согласия староверов. Центром поморского (беспоповского) толка, ведущего свою родословную от отцов Соловецкого монастыря и Выговского общежительства, созданного на реке Выг в 1694 году Даниилом Викулиным и братьями Андреем и Семеном Денисовыми, являлась часовня за Леонтьевской церковью в Ярославле.
История часовни начинается в 1808 году. Ярославский купец Андрон Кузнецов обращается с челобитной о создании в черте города старообрядческого кладбища. И вот, за Леонтьевской церковью была выделена земля, где на пожертвованные местными купцами и мещанами средства в размере 14000 рублей ассигнациями был выстроен богадельный дом, а при нем - часовня. Вскоре, в 1816 году вышел указ о не строительстве и закрытии подобных моленных. Однако, по неясным причинам Поморская часовня сохранилась, с нее убрали лишь главы и кресты, а в 1826 году (после годичного перерыва) богослужения возобновились и продолжались до 1850 года, когда началось расследование об устройстве моленных. По результатам следствия, указом губернских властей моленную закрыли, а имущество конфисковали. Шестьдесят пять икон и тридцать пять книг были признаны "противными" учению православной церкви.
В собрании музея хранятся несколько «репрессированных» произведений из Поморской часовни: иконы пророческого ряда иконостаса и большое, многофигурное «Рождество Христово». Что же могло не понравится здесь церковной комиссии? Cказать сложно. Скорее всего, обилие дополнительных сцен и включение в изображение текста. Но так бывало - критерии для изъятия икон оказывались подчас самыми абсурдными, причем, негодными признавались не только образа, созданные староверами, но и древние, написанные до реформ патриарха Никона. Например, подобные повествовательные композиции «Рождества» существовали в древнерусской иконе с XVI века.
В верхней части иконы можно видеть сцену самого Рождества в Вифлеемской пещере, а также четыре эпизода путешествия и поклонение волхвов. Далее представлено бегство в Египет. А вся нижняя треть посвящена рассказу о злодеянии Иродовом и избиении младенцев. Получается, что значительная часть иконы повествует о трагических событиях, происходящих вокруг светлого праздника. Не потому ли это случилось, что мотивы бегства, расправы и насилия были созвучны истории гонения старообрядце? И может быть, тогда именно это и послужило поводом признать икону «неправильной»?
Также «противной» учению православной церкви была признана и центральная икона следующего зала, из той же Поморской часовни - «Успение и Вознесение Богоматери». Но здесь мы имеем вполне четкое объяснение ее неугодности.