Успение и Вознесение Богоматери. Конец XVII – начало XVIII века
На большой трехчастной доске представлены праздники «Успение Богородицы» и «Вознесение Богородицы». В «Успение» включен эпизод «отсечение рук нечестивого Авфонии» (рассказывающий о попытке первосвященника Авфония опрокинуть одр Богородицы, несомый апостолами) и о его наказании за святотатство путем отсечения рук. Сцена Вознесения изображена за ложем. Там, в пронизанной золотыми лучами мандорле, являющей сияние славы Господней, Христос держит на руках фигурку младенца, символизирующую невинную душу Девы Марии.
Икона представляет так называемый облачный извод композиции «Успения», то есть вариант, дающий изображение доставления апостолов к ложу Девы Марии на облаках. Именно это и послужило поводом для конфискации иконы из Поморской часовни и признанию ее «противной» церкви. Заключение экспертов гласит: «При сопровождении тела Божией Матери ко гробу изображен присутствующий вместе с другими Апостолами и Апостол Фома, а Апостол Иоанн - несомым на облаках к сопровождению тела вместе с другими Апостолами. Замечания: Как при сопровождении тела Божьей Матери ко гробу изображен на иконе Апостол Фома, не бывший при оном, как говорит нам церковное предание, да и Апостол Иоанн не был восхищен облаком к погребению Божией Матери, то икона сия признается несогласною с учением Православной Церкви».
Признанная неугодной икона, наряду с другими, должна была быть отослана в Министерство внутренних дел. Однако возникла проблема доставки «арестованных» произведений в Петербург. Размеры некоторых икон были достаточно велики, например «Успение» в высоту достигает 174 сантиметров, а по ширине насчитывает 132 сантиметра. Общий же вес конфискованного составил более 30 пудов. После долгой переписки было решено отправить секретный груз особым транспортом за «счет экстраординарных сумм», и иконы оказались все-таки в Петербурге, куда с 1844 года мощным потоком переправляли изъятые в губерниях предметы старообрядческой культуры.
Однако, северная столица была не только местом «заключения» произведений. В Петербурге также было много старообрядческих центров, представленных в следующим зале экспозиции.