Страшный суд. XVII век
Одной из старейших старообрядческих моленных Петербурга считается Косцова моленная, также получившая свое название по имени владельца – купца Филиппа Фомича Косцова. Бывший крестьянин рязанской губернии, Косцов переселился в Петербург в 60-е годы XVIII века, записался в купеческое сословие и быстро разбогател. В 1767 году в своем доме в Третьей Адмиралтейской части города, недалеко от Семеновского моста на реке Фонтанке, Косцов устроил общественную моленную. Она просуществовала достаточно долго, до 1800 года. Потом, по Указу Павла I Косцов «за приверженность расколу» был заключен в Петропавловскую крепость, а моленную закрыли. Далее милостью Александра I следует освобождение купца и открытие моленной, просуществовавшей по старому адресу до самой смерти Косцова в 1804 году.
В это время ее переводят в дом купца Степана Апарина, находящийся неподалеку - между Семеновским и Чернышевым мостами. Небольшая моленная, выросшая в богадельню для презрения престарелых и нищих, дожила до 1847 года, когда в ходе государственных мероприятий «по искоренению раскола» она была окончательно закрыта и затем уничтожена.
Сведений о ней немного. Известно, что пространство посвященной Преображению Господню и Покровам Божией Матери моленной было очень большим, а семирядный иконостас был составлен, в основном, из икон старого письма. Также по документам министерства следует, что более шестидесяти икон было признано несоответствующими православным традициям и конфисковано. Среди них находился и «Страшный суд» - большая многосоставная композиция, широко распространенная в древней Руси с XVI века. В XVI же веке сложилась и ее изобразительная традиция.
Картина Страшного суда делится на две части по отношению к изображенному в ореоле Христу-Судии. По правую Его руку - сцены рая, по левую – ада. В среднем ярусе представлены сходящиеся на суд люди, праведники и грешники. Путь праведников ничем не омрачен, тогда как грешники, ведомые пророком Моисеем, находятся во тьме, опаленной огнем преисподней. Ниже – видение пророком Даниилом четырех царств: Персидского, Вавилонского, Эллинского и Антихристова. От темного медальона с символами царств ангелы гонят грешных в адское пламя, где притаился сатана с маленькой фигуркой Иуды на коленях. Пройдя через Геенну огненную, грешные опускаются во тьму, где происходят их дальнейшие мучения. И среди этого царства тьмы виден светлый островок – группа праведных во главе с Апостолом Петром приближающихся к райским вратам, за которыми символ райского блаженства – лоно Авраама, Исаака и Иакова. Именно оттуда начнется вознесение праведных в Небесный Иерусалим, сияющий в левой (от нас) верхней части иконы.
Тему вознесения на небо продолжает икона «Огненное восхождение Илии пророка со сценами жития».