Открытие выставки "Карл Брюллов из частных коллекций Москвы и Петербурга" в Михайловском дворце
Покинув Россию в 1849 году для лечения за рубежом после длительной болезни, Брюллов много и плодотворно работает. Свидетельство тому - эскиз картины «Месса в соборе Санта Мария Маджоре по случаю возвращения в Рим папы Пия IX» (1850). Италия была любимой страной Брюллова и, находясь здесь в период глубоких религиозно-политических изменений (провозглашение Итальянской Республики Джузеппе Гарибальди и ее разгром, реформа католической церкви), он счел себя обязанным запечатлеть это на холсте. Первая месса, в которой участвовал папа Пий IX после падения Республики при возвращении его в Рим, была отслужена в старинном храме Санта Мариа Маджоре.
Брюллов не успел застать все эти события, однако они были живы и свежы в восприятии современников. Кроме набросков графитным карандашом общей композиции, деталей одежды, лиц и фигур персонажей, традиционно бегло или более тщательно проработанных очерком или с растушевкой, для этой картины художник выполнил еще и гуашевые наброски, намечая и колористическое решение. В своем эскизе Брюллов выбрал неожиданный композиционный ракурс: главный герой события находится на втором плане, а всю авансцену занимают изображения римлян и римлянок, монахов и мирян, коленопреклоненной паствы, участвующей в богослужении, притом, в основном, это дамы. Ликующего народа художник не изобразил. Не исключено, что картина должна была стать политическим манифестом, но, разумеется, достоверно судить об этом по эскизам невозможно.
Не исключено, что последней из начатых Брюлловым работ можно считать малый вариант «Портрета Анатолия Николаевича Демидова». Правда, исследования, выполненные в Русском музее, обозначили участие двух художников в этой работе: сидящий на коне Демидов, лошадь, собаки, элементы пейзажа исполнены К. П. Брюлловым, а сабля, фрагменты одежды и лицо модели завершены Керубино Корньенти, итальянским художником, другом, почитателем и учеником мастера. Большой портрет заказчика «Последнего дня Помпеи» Анатолия Николаевича Демидова - владельца уральских заводов, рудников и копей, выдающегося коллекционера и мецената князя Сан-Донато был начат Брюлловым еще в Петербурге в 1831 году, и история его написания, завершения и музеефикации хорошо известна. Демидов очень сожалел о том, что расстался с портретом, «которого так недостает для украшения Сан-Донато». Вероятно, в связи с этим Карл Павлович набросал в последние годы жизни еще один, малый вариант этого портрета, поручив завершение его Керубино Корньети, который выполнил волю мастера, завершив и подписав эту работу.
Пресс-служба Русского музея
СМИ о событии: