- Карта филиалов
- Филиалы
- Музеи
- Архангельск
- Баку (Азербайджан)
- Барнаул
- Вольск
- Гавана (Куба)
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Егорьевск
- Екатеринбург
- Запорожье (Украина)
- Ирбит
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Канкаанпяя (Финляндия)
- Киров
- Когалым
- Кострома
- Кохтла-Ярве (Эстония)
- Краснодар
- Лаппеенранта (Финляндия)
- Магнитогорск
- Майкоп
- Малага
- Москва (Царицыно)
- Мурманск
- Нарьян-Мар
- Нижний Тагил
- Новокуйбышевск
- Пермь
- Петрозаводск
- Ростов-на-Дону
- Салехард
- Самара
- Санкт-Петербург (МИСР)
- Саранск
- Смоленск
- Сольвычегодск
- Сочи
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Усть-Каменогорск (Казахстан)
- Череповец
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Учебные заведения
- Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
- Школы и детские сады Санкт-Петербурга
- Школы Ленинградской области
- Музеи
История развития художественного музея Республики Татарстан
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
Согласно Уставу музея, Лихачевский отдел возглавили В.И. Заусайлов и К.А. Юшков, попечителями в разные годы были видные общественные деятели – Е.В. Адамюк, А.Д. Чернояров, А.Е. Пермяков, Н.М. Гутман, М.Н. Пинегин и другие, в том числе – представители рода Лихачёвых - Николай Петрович Лихачёв, Н.Н. Казин, сыновья коллекционера - Александр Андреевич и Федор Андреевич Лихачевы.
В общей сложности за 1890-е годы и в начале 1910-х в музей поступило около 350 различных произведений.
В 1919 году Городской научно-промышленный музей был преобразован в Казанский губернский музей. В музее «Лихачевский отдел» был расформирован, и все художественные коллекции выделены в самостоятельный отдел, который возглавил искусствовед и художник, знаток искусства казанского края Петр Максимилианович Дульский, кабинетом гравюр и библиотекой заведовал искусствовед Петр Евгеньевич Корнилов. Оба состояли членами Казанского подъотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Татнаркомпросе и вели большую работу по регистрации и передаче в Музейный фонд Татнаркомпроса произведений искусства из многочисленных реквизированных собраний, упраздняемых учебных заведений, монастырей и церквей.
Численность художественной коллекции быстро возрастала, в музей поступили произведения из собрания Толстых, Молоствовых, Геркеных, Сазоновых. Л.В. Кекина, Е.Д. Мясникова, А.Ф. Мантеля, О.С. Александровой-Гейнс и др., уникальные произведения лицевого шитья и предметов культа из ризницы кафедрального Благовещенского собора, Спасского, Зилантова и Раифского монастырей. Начала складываться коллекция произведений современных казанских художников; коллекция произведений Н.И.Фешина стала самой крупной в стране.
В 1920 году, в связи с широко отмечаемым 25-летним юбилеем музея, преобразованного в Центральный музей Татарской АССР, Государственным музейным фондом в Казань было передано 132 произведения художников различных творческих направлений и художественных объединений конца XIX - начала XX веков: Союза русских художников, «Мира искусства», «Бубнового Валета», «Голубой розы», и другие произведения.
Позже от Наркомпроса РСФСР и Государственного музейного фонда были переданы произведения русского искусства середины - второй половины XIX в. Таким образом, были заложены основы систематизации древнерусской, русской и западноевропейской частей собрания, выделен отдел искусства местного края. Эта структура художественного отдела и поныне лежит в основе музея. Вместе с тем, в 1922 году в Казани начала работу научно-художественная комиссия по учету вещей, имеющих ценность на предмет их изъятия для последующей реализации за границей.
1920-е годы отмечены в истории художественного отдела не только собирательской работой, но и интенсивной выставочной и издательской деятельностью. Были организованы монографические выставки произведений ведущих художников Москвы и Ленинграда: Г.С.Верейского, Д.И.Митрохина, А.П.Остроумовой-Лебедевой, К.Ф.Юона, А.И.Кравченко, Е.С.Кругликовой, Н.Н. Купреянова, А.Д.Гончарова, Н.И.Пискарева, П.А. Шиллинговского, И.Ф.Рерберга, В.Д.Замирайло, К.А.Богаевского, С.И.Лобанова, И.Н.Павлова, а также местных художников – В.Э.Вильковиской, И.Н.Плещинского, Н.С.Сокольского. К составлению каталогов привлекались ведущие искусствоведы – Э.Ф.Голлербах, Ф.Ф.Нотгафт, Н.Г.Машковцев, П.Д.Эттингер и др. Изданные на высоком полиграфическом уровне на базе Полиграфшколы им. А.В.Луначарского в Казани, каталоги сохранили непреходящее научное значение и раритетный характер (именные и нумерованные экземпляры, иллюстрации, отпечатанные с авторских досок и т.п.).
«Выставка картин, выделенных Государственным музейным фондом Центральному музею ТАССР» (1927) и «Выставка новых поступлений художественного отдела Центрального музея ТАССР» (1929) зафиксировали итоги собирательской работы музея в 1920-е годы.
Музей становится ведущим центром развития искусствоведческой мысли в республике. Здесь издавался первый и единственный в те годы специализированный журнал «Казанский музейный вестник» (1920-1924, 17 выпусков) под редакцией П.М.Дульского. На его страницах печатались материалы по истории, теории и практике музейного дела ведущих специалистов в этих областях из музеев Казани, Москвы, Ленинграда, Ярославля, городов Сибири: Ю.Бахрушина, И.Э.Грабаря, Э.Ф.Голлербаха, С.Ф.Ольденбурга, М.Г.Худякова, Н.Н.Фирсова, Н.Ф.Катанова, П.М.Дульского, П.Е.Корнилова, Б.П.Денике, А.Н.Тришевского, В.П.Соколова. Большое внимание на страницах журнала уделялось публикациям о памятниках старины и искусства. Изучению музейных коллекций посвящены публикации П.М.Дульского: «Иностранные живописцы в Казанском музее» (1920), «Перов в собрании Казанского музея» (1921), «Русские мастера в Казанском музее» и др. Очерки о художественном наследии живописцев, графиков и архитекторов – А.И.Трапицыне, Д.И.Архангельском, А.Н.Раковиче, В.Г.Худякове. Р.А.Ступине, М.П.Коринфском опубликовал П.Е.Корнилов. Он же возглавил в 1927 г. оргкомитет по проведению 100-летнего юбилея И.И.Шишкина с целью превращения Казани в центр планомерного изучения наследия художника и создания его мемориального музея в доме Шишкиных в Елабуге.
В 1930-1940-е гг. в результате перераспределения коллекций крупнейших российских музеев – Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея - собрание картинной галереи Центрального музея ТАССР увеличилось более чем на 70 полотен крупнейших русских художников XVII - начала XX вв. и пополнилось коллекцией произведений живописи и скульптуры музея бывшей Казанской художественной школы. Музейное собрание пополнялось и из частных коллекций П.Е.Корнилова, В.В.Егерева, М.А.Густова. Все это позволило преобразовать художественный отдел в Картинную галерею Центрального музея ТАССР. Вместе с тем, в начале 1950-х гг., в ходе развернувшейся в стране идеологической борьбы с формализмом в искусстве, ряд произведений русского авангарда из собрания музея были списаны как не имеющие художественной ценности.
В 1952 г. хранителем галереи С.Ш.Ишмуратовой был издан первый каталог художественной галереи (переиздан в соавторстве с А.А.Мирлиным в 1956 г.).
В 1958 г. на базе картинной галереи Государственного музея ТАССР был создан Государственный музей изобразительных искусств ТАССР. С 1967 г. он размещается в бывшей резиденции командующего Казанским военным округом А.Г.Сандецкого.
В 1971 г. музей первым среди музеев автономных республик Поволжья открыл постоянную экспозицию искусства Татарии, позже, в 1974 г. была открыта постоянная экспозиция отдела советского искусства, обе экспозиции носили комплексный характер (экспонировались живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и были построены по историко-хронологическому принципу.
В 1980-е гг. музей осуществил большую работу по организации филиалов – созданию мемориальной экспозиции Дома–музея И.И.Шишкина в г. Елабуге (1960), Картинной галереи в г. Набережные Челны (1980), Картинной галереи в г. Альметьевске (1987), экспозиции которых первоначально целиком состояли из музейных произведений, а также Свияжского архитектурно-художественного музея (1987).
Расширилась тематика выставок, организованных музеем на базе собственных фондов: «Искусство Татарии 1920-1930-х годов» (1990), «Музей открывает запасники» (1991), «Казань далекая и близкая» (1995), «Дары Императорской Академии художеств Казанской художественной школе» (2003) и многие другие.
Выставки «Древнерусское искусство XVI-XVIII веков. Реставрация. Новые поступления» (1989), «Русская икона нового времени XVIII-XIX веков» (1992), «Иконография Богоматери в древнерусском искусстве XVIII–XIX веков» (1997) знакомили зрителей с немногочисленной, но разнообразной и интересной частью музейного собрания. Начиная с 1958 г. музей организовал и провел несколько монографических выставок Н.И. Фешина, привлекая к участию в них произведения из музеев страны (1963, 1975-7196, 1981-1982, 1991-1992, 2006). Музей превратился в крупный методический центр среди художественных музеев Средне-Волжского региона и Приуралья. На его базе проводились научно-практические конференции и методические совещания с участием музейных работников и искусствоведов региона.
Ныне коллекции музея насчитывают свыше 25 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Произведения из музейного собрания неоднократно экспонировались во многих музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее, а также в музеях и галереях Германии, США, Италии, Японии, Норвегии, Австрии, Китая.
В ходе реализации комплексной программы "Россия" (Программа сотрудничества Русского музея с художественными музеями российских городов) на базе Музея открыт информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» при Центре эстетического воспитания ГМИИРТ.
Структурными подразделением музея являются Национальная художественная галерея «Хазине», расположенная на территории Историко-художественного и архитектурного музея-заповедника «Казанский Кремль». Произведения из собрания музея экспонируются также в Доме-музее И.И. Шишкина в г. Елабуге, в картинных галереях городов Набережные Челны и Альметьевска.