- Карта филиалов
- Филиалы
- Музеи
- Архангельск
- Баку (Азербайджан)
- Барнаул
- Вольск
- Гавана (Куба)
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Егорьевск
- Екатеринбург
- Запорожье (Украина)
- Ирбит
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Канкаанпяя (Финляндия)
- Киров
- Когалым
- Кострома
- Кохтла-Ярве (Эстония)
- Краснодар
- Лаппеенранта (Финляндия)
- Магнитогорск
- Майкоп
- Малага
- Москва (Царицыно)
- Мурманск
- Нарьян-Мар
- Нижний Тагил
- Новокуйбышевск
- Пермь
- Петрозаводск
- Ростов-на-Дону
- Салехард
- Самара
- Санкт-Петербург (МИСР)
- Саранск
- Смоленск
- Сольвычегодск
- Сочи
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Усть-Каменогорск (Казахстан)
- Череповец
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Учебные заведения
- Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
- Школы и детские сады Санкт-Петербурга
- Школы Ленинградской области
- Музеи
А.П. Боголюбов - литератор
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
Что касается литературной деятельности Алексея Петровича, интересны его воспоминания об Александре III.
Вот отрывок «Воспоминаний», напечатанный в некрологе о художнике в «Московских ведомостях» 1896 года: "Счастием моей жизни были те незабываемые минуты и часы, в которые благосклонная судьба ставила в близкие, непосредственные сношения с нашим безвременно почившим Монархом. Умирая, буду благословлять Бога, что Он даровал мне счастье узнать близко все величие души незабвенного, в Бозе почившего Императора Александра III". Для Боголюбова было естественным оставить благодарные воспоминания о царствующей особе - он знал Александра III еще Великим Князем, и у них на всю жизнь сложились особые отношения, построенные на интересе к искусству. В «Записках моряка-художника» оставлены уникальные воспоминания Алексея Петровича, случаи, истории, сопутствовавшие написанию тех или иных его картин. В том числе, описывается случай, приведший к написанию картины «Казань», которая находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. На картине изображен вид Казани второй половины XIX века во время ярмарки на правом берегу Волги. На Постоянной выставке русских художников в Санкт-Петербурге в 1862 году картине было уделено большое внимание. Вот что пишет о создании картины в своих «Записках» художник: «В Москве мы решили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге «Самолет» Б.А. Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял литературно-описательную часть, а я – иллюстрацию. Выговорили себе при этом право взять с собой своих жен и в половине мая поплыли и даже могли припевать «Вниз по матушке Волге», ибо путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своем Отечестве. Так как на радостях я болтал всем об этой поездке, то весть дошла до Василия Александровича Кокорева, который пригласил меня к себе на разговенье в его дом в Эртелевом переулке и тут просил наперво написать ему Нижний Новгород с ярмаркой, Казань и Ярославль, предложив за каждую картину по 3 тысячи рублей». Так была написана ярмарка в Казани, река Казанка, синеющие вдали стены города с колокольнями и башнями, оригинальный храм-памятник на острове, сочетающий мотивы Древнего Египта и античности - памятник павшим воинам при взятии Казани 2 октября 1552, поставлен на братской могиле воинов, погибших при штурме Казани.
Первоначально на этом месте был Успенский монастырь, но из-за весенних разливов его пришлось перенести на высокую соседнюю гору Зилант-тау. После победы над Наполеоном в 1812 году настоятель монастыря архимандрит Амвросий организовал сбор средств на сооружение достойного памятника и представил государю императору проект Столпа. Александру I идея понравилась, он поручил столичному архитектору Н.Ф. Алферову составить достойный события проект, а от себя и семьи внес десять тысяч рублей. Еще более ста тысяч рублей собрали по подписке по всей России.
23 июня 1823 года архиепископ Амвросий торжественно освятил храм-памятник. Внутри располагались церковь Спаса Нерукотворного, под полом – склеп с останками павших воинов. Венчал храм не обычный крест, а изображение военного ордена – солдатского Георгиевского креста.
К 1830 году памятник стал разрушаться. Архитектор П.Г. Пятницкий реконструировал его, изменив внешний вид. Картину «Казань» впоследствии купил император Александр III для личного собрания.
В казанский музей работа попала только в 1930 году.