Иван Иванович Шишкин в Казани
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
История Татарстана богата именами, известными далеко за пределами России. В развитии художественной культуры края достойное место занимает имя нашего земляка Ивана Ивановича Шишкина — одного из корифеев русской живописи, истинно народного художника.
Иван Иванович Шишкин, выдающийся мастер пейзажной живописи, получил заслуженное признание ещё при жизни. Современники почитали умение художника изображать природу в высшей степени убедительно и узнаваемо до мельчайших подробностей. По прошествии более чем ста лет его творческое наследие не утратило способности волновать людей. Многие полотна Шишкина стали хрестоматийными: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя», «Корабельная роща» - эти картины многим знакомы с детства.
Собрание его работ в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан можно назвать одним из самых представительных после Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Это своего рода визитная карточка нашего музея. Здесь хранятся сорок произведений живописи, двадцать пять рисунков и около четырёхсот офортов и литографий Шишкина.
Имя художника тесно связано с Казанью и казанским краем. Шишкин - уроженец города Елабуги, входящего в состав Республики Татарстан.
С 1844 по 1848 он учился в Первой Казанской мужской гимназии, затем со студенческих лет и до конца жизни постоянно навещал Казань и Елабугу. Многие прославленные картины Шишкина навеяны природой Предкамья, которая, по большому счету, и пробудила в нем художника.
В Первой мужской гимназии художник познакомился с казанцем Александром Гине, дружба с которым длилась всю жизнь. Об Александре Иван Шишкин часто вспоминает в письмах: «...со мной на квартире живет мой прежний товарищ по гимназии, тоже не окончил курса, поступил в Академию, человек с талантом, и он пойдет вперед, фамилия его Гине... он славный малый...» (из письма родителям от 27 декабря 1857 года).
Такие произведения как «Берёзовая роща» и «Берёзы после бури» были подарками Александру Гине. Позже эти произведения попали в коллекцию казанской меценатки О.С. Александровой-Гейне. В музей они поступили в 1920-х годах. К тому времени музей уже располагал несколькими произведениями И.И. Шишкина из собрания казанского коллекционера Андрея Фёдоровича Лихачёва.
Среди принадлежавших ему картин особое место занимает «Швейцарский пейзаж». Это полотно написано Шишкиным в 1866 году и знаменует начало самостоятельной творческой деятельности будущего основоположника русского эпического пейзажа.
«Полянка» появилась в Казани в 1898 году на выставке русского искусства в художественной школе, на которую прислали свои произведения многие преподаватели Петербургской академии художеств, в том числе и Шишкин, представивший две картины: «Полянка» и «На даче». Пейзажи в светлой гамме, пронизанные воздухом и светом, имели такой большой успех у казанских зрителей, что власти города обратились к художнику с просьбой оставить картины в Казани. О своём согласии Шишкин сообщил телеграммой.
Шишкин никогда не забывал родной земли, считая себя обязанным сделать для неё всё возможное. Когда в Казани была открыта художественная школа, он не раз делал ей подарки: рисунки, офорты, живописные произведения. Преобразованная в Казанское художественное училище, школа в 1941 году вынуждена была расстаться с работами Шишкина за неимением места для хранения и передать их музею. Среди них - живописные произведения «Обрыв» и «Лиственный лес».
В 1928 году из Восточно-педагогического института (ныне Казанский государственный педагогический университет) поступили полотна «Развалины ханской усыпальницы» и «Малый минарет в Болгарах», датированные 1861 годом.
В 1960-х годах, благодаря инициативе сотрудников музея, в первую очередь, молодого и очень энергичного директора Г.А. Могильниковой, в частных коллекциях Москвы были выявлены и через закупочную комиссию Министерства культуры РСФСР приобретены работы «Дерево. Дуб», «Ручей. Мостик в лесу», «Лесная поляна», «Осень. Берёзовая роща» и «Сосновый лес».
Целеустремлённость и настойчивость, с которой действовали музейные сотрудники, не оставили никаких шансов конкурентам. Московский коллекционер В.П. Беляков после долгого общения с Могильниковой и её коллегами, посчитал возможным работу Шишкина «Лесной ручей» подарить музею. В основном все эти работы — небольшого размера, этюдного характера. Целенаправленный поиск работ Шишкина не прекращался и в последующие десятилетия.
В 1970-е годы были сделаны приобретения в Ленинграде. Здесь нужно с благодарностью упомянуть научных сотрудников Государственного Русского музея, оказавших важную помощь в поиске произведений и налаживании контактов с коллекционерами.
В 1980-е годы успешно продолжалась работа с собирателями Москвы и Ленинграда. В результате в музей поступили «Лодка на берегу моря», «Хвойный лес», «Травы».
Тогда же в Казани обнаружили картину Шишкина «Ночь на Каме» — она тоже стала приобретением музея.
Что касается рисунков, то небольшая музейная коллекция представляет художника в разные периоды творчества и дает возможность почувствовать силу его дарования и в станковых рисунках, и в натурных штудиях.
Начало коллекции было положено несколькими ранними рисунками Шишкина - «В лесу» (1860-е), «Панихида на кладбище», поступившими в музей в составе собрания А.Ф. Лихачева. Формирование ее продолжалось в советские годы через приобретение у частных лиц.
Собрание гравюр Шишкина в музее весьма велико, оно содержит около четырехсот листов литографий, офортов и цинкографий. Лишь немногие из гравюр не вошли в это собрание, а большинство офортов представлено или несколькими экземплярами или различными состояниями. Основная часть гравюр Шишкина, определивших лицо собрания, поступила в 1970-1980-е годы благодаря помощи Русского музея.
В 1980 году у петербуржца А.В. Ступина был куплен последний альбом офортов Шишкина, изданный в 1895 году.
Так, в течение ста с небольшим лет была составлена казанская коллекция живописных произведений одного из самых талантливых и признанных пейзажистов России XIX века. В ней — работы разных лет, довольно полно отражающие характерные особенности творческого пути художника. Многие из картин сделали бы честь любому музею. В этом можно убедиться, придя в наш музей, в залах которого постоянно экспонируются полотна Шишкина.
Использованы материалы из статей Рамазановой Галины Алексеевны «Визитная карточка музея. Казанская коллекция живописных произведений И.И. Шишкина», Улемновой Ольги Львовны «Музыка карандаша. Графика И.И. Шишкина в собрании музея». Журнал «Казань», 8.2002.