- Карта филиалов
- Филиалы
- Музеи
- Архангельск
- Баку (Азербайджан)
- Барнаул
- Вольск
- Гавана (Куба)
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Егорьевск
- Екатеринбург
- Запорожье (Украина)
- Ирбит
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Канкаанпяя (Финляндия)
- Киров
- Когалым
- Кострома
- Кохтла-Ярве (Эстония)
- Краснодар
- Лаппеенранта (Финляндия)
- Магнитогорск
- Майкоп
- Малага
- Москва (Царицыно)
- Мурманск
- Нарьян-Мар
- Нижний Тагил
- Новокуйбышевск
- Пермь
- Петрозаводск
- Ростов-на-Дону
- Салехард
- Самара
- Санкт-Петербург (МИСР)
- Саранск
- Смоленск
- Сольвычегодск
- Сочи
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Усть-Каменогорск (Казахстан)
- Череповец
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Учебные заведения
- Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
- Школы и детские сады Санкт-Петербурга
- Школы Ленинградской области
- Музеи
Святые князья Борис и Глеб. К 1000-летию почитания памяти благоверных князей
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
В 2015 году православный мир празднует 1000-летие почитания памяти благоверных князей Бориса и Глеба.
Борис и Глеб – русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославовича были убиты в 1015 году в ходе вспыхнувшей междуусобной войны своим старшим братом Святополком Окаянным.
Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Их подвиг отразился в летописи как христианский подвиг смирения и полного подчинения воли Божьей.
Со дня гибели князей Бориса и Глеба всенародное почитание святых отразилось в памятниках зодчества и изобразительного искусства. В народной памяти они воплощали идеал русских князей – защитников Отечества.
Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан обладает богатой коллекцией древнерусского искусства, которая включает в себя иконы, полихромную скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, старопечатные и рукописные книги, а также коллекцию прорисей.
Значительная часть икон поступила в коллекцию музея из Троицкого и Успенского собора и из ризницы Сергиевской церкви острова-града Свияжска.
В собрании ГМИИ РТ также хранятся две иконы с изображением святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Первая икона «Святые князья Борис и Глеб» XVI века происходит из местного ряда иконостаса Троицкой церкви Свияжска.
Троицкая церковь была построена одновременно с деревянным кремлем Ивангорода (ныне - Свияжска).
Шатровая деревянная церковь относилась к Троице-Сергиеву монастырю Свияжска, учрежденному в 1551 году по указу Ивана Грозного. Монастырь был приписным к Троице-Сергиевой обители под Москвой. В 1764 году свияжский монастырь упразднили, и в течение нескольких десятилетий в Троицкой церкви служили приходские священники. В 1795 году на территорию бывшего мужского Троицкого монастыря был перемещен женский – Иоанно-Предтеченский. Ремонтные работы, проводимые в начале XIX века, изменили как внешний облик церкви, так и интерьер.
В 1987 – 1996 годах в Свияжске работал архитектурно-художественный музей, являвшийся филиалом ГМИИ РТ. Начиная с 1989 года, каждый сезон отдел древнерусского искусства проводил в Троицкой церкви тематические выставки, посвященные истории древнерусского искусства, Свияжска, монастырей Казанской епархии.
Икона «Святые князья Борис и Глеб» XVI века поступила из Государственного музея ТАССР в 1962 году. В ходе подготовки юбилейной выставки «Под сенью Святой Троицы», посвященной 460-летию освящения Троицкой церкви Свияжска в 2011 году, сотрудниками отдела древнерусского искусства музея было установлено происхождение образа. На фотографии представлен интерьер северной части храма. Видно, что икона располагалась в киоте перед левым клиросом. Кроме того, документальным подтверждением послужило упоминание в «Описи Троице-Сергиева монастыря 1641 года», где образ был назван в числе других памятников.
Святые представлены в рост, в молении Господу Саваофу, изображенному в верхней части иконы. Как отмечал в своем дневнике реставратор древнерусской живописи Александр Иванович Анисимов, «икона XVI века – интересна не только иконографически, но и с бытовой стороны – одежды князей». Орнамент княжеских одежд характерен для XVI века.
Вторая икона из собрания музея «Князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом» датируется XIX веком. Она была закуплена в 1966 году, ее происхождение неизвестно.Также в начале XVII века в Свияжске над святыми воротами Богородице-Успенского монастыря находилась деревянная Борисоглебская церковь. В начале XVIII века на месте обветшавшего храма был построена каменная церковь Вознесения.
На обороте иконы имеется надпись: «Приобретено в Новгороде в 1910 году».
На миниатюре изображены святые князья Владимир, Борис и Глеб в иконографии XVI века. Композиционной особенностью является изображение Спаса Нерукотворного на верхнем поле.
Святые изображены в княжеских одеждах и венцах: князь Владимир – с крестом в правой руке; его сыновья – в молении Спасу Нерукотворному, без оружия и символа мученичества (креста).
В Казани также существует несколько храмов, посвященных святым Борису и Глебу.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен Постником Яковлевым и Иваном Ширяем в 1555-1562 годах вместо деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Один из приделов был освящен в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Церковь Бориса и Глеба в посёлке Борисоглебское.
Однопрестольный каменный храм был построен в 1889 – 1897 году в стиле эклектики по проекту архитектора Петра Евграфовича Аникина. В 1920–30-х годах церковь использовалась под складские помещения, а в 1947 году храм был закрыт и приспособлен под сельский клуб. С 1990 года в храме снова проводятся богослужения.
К сожалению, не все церкви сохранились до нашего времени. Например, Церковь Бориса и Глеба в Плетенях.
Церковь была построена в 1816 г. Главный престол освящен во имя святых мучеников Благоверных князей Бориса и Глеба, приделы – в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи и во имя великомученицы Екатерины.
В советское время церковь была разобрана.