- Карта филиалов
- Филиалы
- Музеи
- Архангельск
- Баку (Азербайджан)
- Барнаул
- Вольск
- Гавана (Куба)
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Егорьевск
- Екатеринбург
- Запорожье (Украина)
- Ирбит
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Канкаанпяя (Финляндия)
- Киров
- Когалым
- Кострома
- Кохтла-Ярве (Эстония)
- Краснодар
- Лаппеенранта (Финляндия)
- Магнитогорск
- Майкоп
- Малага
- Москва (Царицыно)
- Мурманск
- Нарьян-Мар
- Нижний Тагил
- Новокуйбышевск
- Пермь
- Петрозаводск
- Ростов-на-Дону
- Салехард
- Самара
- Санкт-Петербург (МИСР)
- Саранск
- Смоленск
- Сольвычегодск
- Сочи
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Усть-Каменогорск (Казахстан)
- Череповец
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Учебные заведения
- Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
- Школы и детские сады Санкт-Петербурга
- Школы Ленинградской области
- Музеи
Основа коллекции музея - собрание А.Ф.Лихачева
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
Лихачев А.Ф. Фото. В основу коллекции ГМИИ РТ положено художественное собрание казанского коллекционера Андрея Федоровича Лихачева (1832-1890)
Лихачевы – старинный дворянский род. Унаследовав от отца и деда страсть к собирательству, А.Ф. Лихачев значительно приумножил семейную коллекцию старинных предметов, превратив ее в одно их крупнейших в России частных собраний. В состав его собрания входило более 40 тыс. предметов археологии, этнографии, уникальные болгарские древности, египетские и греческие раритеты, 2500 монет и медалей, 1500 книг и др. Художественная часть собрания содержала более 2500 гравюр, около 400 живописных полотен русских и западноевропейских художников.
Художественный вкус и эрудиция А.Ф. Лихачёва, все душевные силы этой незаурядной личности изначально были отданы воплощению мечты - формированию такой коллекции, которая в перспективе могла бы составить музей изящных искусств. Она и сегодня остается наиболее значимой частью более чем 25-тысячного собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, обеспечивая ему место в ряду лучших художественных музеев России.
Якоб Гриммер. «Пейзаж с Авраамом и Исааком». Третья четверть XVII векаЕще при жизни Андрея Федоровича Лихачева, его коллекции стали явлением в культурной жизни российской провинции и получили известность за рубежом. Благотворительный шаг Ивана Федоровича Лихачева, передавшего коллекции брата в дар городу, послужил основанием для создания Казанского городского музея (1895).
Этому способствовал обширный и разнообразный состав коллекций А.Ф. Лихачева - доисторические древности и предметы археологии, нумизматика, предметы этнографии, декоративно-прикладное искусство, оружие, древнерусская мелкая пластика, живопись, графика и скульптура, обширная библиотека.
В коллекционерских интересах А.Ф. Лихачева переплетались две тенденции – усадебная и дворянская традиция коллекционирования искусства Роза Сальватор 1615, близ Неаполя – 1673, Рим. Нападение разбойников в горах. Поступила в 1962; ранее ГМТР с 1944 (из коллекции А.Ф. Лихачева)и «древностей», не прерывающиеся в роду Лихачевых на протяжении столетий, и интересы ученого-исследователя, связанные с развитием наук - археологии и этнографии, чему Казанская губерния и, в особенности, родной Лихачеву Спасский уезд предоставляли богатейший материал.
Одновременно с ростом коллекции А.Ф. Лихачев становился ее исследователем и публикатором. Немаловажным представляется и тот факт, что столь обширная коллекция была собрана за относительно короткий срок, не превышающий трех десятилетий.Каналетто Джованни Антонио (круг). Вид Венеции. Поступила в 1962; ранее ГМТР с 1944 (из коллекции А.Ф.Лихачёва).
Значительное количество произведений связано с голландской и фламандской школой. Наиболее ранние полотна датируются ХVI веком: это «Пейзаж с Авраамом», ранее приписывавшийся Лукасу ван Лейдену. По последним сведениям, автором этого произведения следует считать Якоба Гриммера. Замечательная работа Давида Винкбонса «Кермесса» отмечена чертами своеобразного архаизма, проявляющегося в образном строе и стилистических приемах (орнаментальный рисунок листвы, условный колорит). Внкбонс Давид. Крестьянский праздник (Кермесса). 1620-е (?)
Итальянский пейзаж в собрании Лихачева представлен произведениями мастеров XVII-XIX веков. Серединой XVII века датируется «Нападение разбойников в горах» Сальватора Розы. Пейзаж XVIII века представляет в первую очередь венецианская ведута – «Вид Венеции» неизвестного художника круга Антонио Каналетто.
Портреты французской школы из лихачевского собрания датируются XVIII-XIX веками. В числе наиболее ранних произведений - демократичный «Автопортрет» Никола де Ларжильера, а также «Портрет неизвестной» Жана Марка Наттье.
Почти вся коллекция западноевропейской живописи ГМИИ РТ, за небольшим исключением, обязана своим происхождением А.Ф. Лихачёву. Из 366 произведений – около 260 происходят из этого собрания. Несомненно, многое из собранного А.Ф. Лихачёвым обладает безусловной историко-художественной ценностью.
Никола де Ларжильер. Автопортрет, начало XVIII века
Коллекция западноевропейской гравюры А.Ф. Лихачева насчитывает две с половиной тысячи листов, которые дополняют живописное собрание, расширяя представление об искусстве Западной Европы. Ремер П.А. Портрет художника И.И. Журавлева, 1863
Наиболее значимой для А.Ф.Лихачева была возможность гравюры воспроизводить уникальные памятники искусства и культуры, виды прославленных городов мира, многие из которых он не раз посетил, путешествуя по Европе в 1860-1870 годы. Это хорошо отражает состав коллекции, где широко представлена репродукционная гравюра XVII-XVIII веков: изображения классических образцов европейской живописи, архитектуры, скульптуры, портреты деятелей мировой науки, теологии и искусства, декор интерьеров готических соборов и итальянских палаццо, расписанных великими художниками эпохи Возрождения, архитектурно-видовая и орнаментальная гравюра.
Гравюры выполнены ведущими европейскими мастерами – Р. Саделером I (1555-1628), К. Альберти (1553-1615), Д.Б. Брустолини (1712-1796), Л. Депласом (1682-1739), Н.-Э. Эделинком (1681-1767), Ф. Буше (1736-1782), Г. Вилле (1715-1808), Ж. Массаром (1740-1822), Л. Гийо (1756-1806), У. Райлендом (1732-1783) и другими.
Мериан, Маттеус I(1593-1650) и Мастерская. Вид Льежа. Офорт.
Неизвестный художник XIX века. Церковь Св. Лаврентия в Нюрнберге
Собрание европейской гравюры из коллекции А.Ф. Лихачева – едва ли не самая ценная часть графического фонда музея.
Явное предпочтение, которое А.Ф.Лихачев оказывал западноевропейскому искусству, не помешало ему при формировании своего собрания создать весьма значительную коллекцию русской живописи, - одну из самых масштабных среди многих частных провинциальных собраний.
Долгие годы А.Ф. Лихачев поддерживал связь с художником В.Г. Худяковым, выходцем из Симбирской губернии. В результате этого общения в Лихачевском собрании сложилась целостная коллекция работ художника, самая многочисленная среди произведений других русских художников (21 рисунок и 18 живописных работ).
В числе картин мастера – большое программное полотно «Косарь», которым он завершил образование в Московском училище живописи и ваяния (1847).
В.Г. Худяков (1826-1871). "Косарь"
Особое место в Лихачевском собрании занимает коллекция произведений И.И. Шишкина. Познакомившись с художником еще на раннем этапе творчества, Андрей Федорович постоянно поддерживал связи со своим земляком, ставшим впоследствии прославленным русским пейзажистом. В коллекции Лихачева оказалось семь ранних живописных работ 1860-х годов и несколько рисунков известного художника. Эти произведения положили начало шишкинскому собранию в музее.
Картины В.Г.Худяков. Мальчик на большом камне. 1850-?.И.И. Шишкина и художников- пейзажистов, составивших ближайший круг знаменитого мастера, - А.В. Гине, Л.Л. Каменева, В.М. Резанова, - образуют в современном музейном собрании особый пласт пейзажной живописи второй половины XIX века. Он характеризует мощный расцвет пейзажной живописи того времени, ее стилевое и жанровое разнообразие, индивидуальные взаимосвязи с местным казанским искусством.
И.И.Шишкин. Швейцарский пейзаж
В настоящий момент музейная коллекция русской живописи насчитывает около тысячи картин. Это уникальное собрание складывалось на протяжении долгой истории существования музея и стало одним из самых известных в стране. Однако до сих пор картины из собрания А.Ф. Лихачева остаются первоклассными образцами среди произведений русского искусства XVIII- XIX веков, и дают возможность эстетического наслаждения и научного изучения стержневых полотен в творчестве таких известных художников, как Д.Г. Левицкий, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин и других.
Дворянский род Лихачёвых золотыми буквами вписан в историю России. Имена его представителей - Андрея и Ивана Фёдоровичей Лихачёвых неотделимы от истории коллекционирования и музейного дела в Казани. Племянник А.Ф. Лихачева – Николай Петрович Лихачев (1862-1936), историк и искусствовед, собрал замечательную коллекцию русских икон, которую впоследствии подарил Русскому музею.
В Казани сохранилось два здания, связанных с именем Лихачева. В этом доме жило семейство Лихачевых в 1832-1890 годах. Дом семейства Лихачевых
Каменный двухэтажный жилой дом размещен вдоль улиц Большая Красная и Городецкого боковыми крыльями, соединенными угловым, закругленным в плане объемом. Уличные фасады декорированы портиками с арочными нишами. Большие окна второго этажа выделены двумя колоннами, которые объединены рельефной клинчатой аркой с небольшой лепной розеткой. Нижний этаж с арочными окнами рустован. Угловая закругленная часть дома выделена «венецианским» окном и балконом, кованое ограждение которого установили в конце XIX в. Дом Лихачева А.Ф.
В 1848 году, 16-летним юношей А.Ф. Лихачев приехал в Казань и поселился в этом доме, который в 1862 перешел в его собственность. Эта территория издавна была городской усадьбой богатой дворянской семьи Лихачевых. Дом находится на улице Муштари, бывшей ул. Ново-Комиссариатской. В тексте использован материал статьи Е.П. Ключевской из буклета «Завещано Казани» (Казань, 2007).