- Карта филиалов
- Филиалы
- Музеи
- Архангельск
- Баку (Азербайджан)
- Барнаул
- Вольск
- Гавана (Куба)
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Егорьевск
- Екатеринбург
- Запорожье (Украина)
- Ирбит
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Канкаанпяя (Финляндия)
- Киров
- Когалым
- Кострома
- Кохтла-Ярве (Эстония)
- Краснодар
- Лаппеенранта (Финляндия)
- Магнитогорск
- Майкоп
- Малага
- Москва (Царицыно)
- Мурманск
- Нарьян-Мар
- Нижний Тагил
- Новокуйбышевск
- Пермь
- Петрозаводск
- Ростов-на-Дону
- Салехард
- Самара
- Санкт-Петербург (МИСР)
- Саранск
- Смоленск
- Сольвычегодск
- Сочи
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Усть-Каменогорск (Казахстан)
- Череповец
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Учебные заведения
- Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
- Школы и детские сады Санкт-Петербурга
- Школы Ленинградской области
- Музеи
Основа коллекции музея - собрание А.Ф.Лихачева
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
В основу коллекции ГМИИ РТ положено художественное собрание казанского коллекционера Андрея Федоровича Лихачева (1832-1890)
Лихачевы – старинный дворянский род. Унаследовав от отца и деда страсть к собирательству, А.Ф. Лихачев значительно приумножил семейную коллекцию старинных предметов, превратив ее в одно их крупнейших в России частных собраний. В состав его собрания входило более 40 тыс. предметов археологии, этнографии, уникальные болгарские древности, египетские и греческие раритеты, 2500 монет и медалей, 1500 книг и др. Художественная часть собрания содержала более 2500 гравюр, около 400 живописных полотен русских и западноевропейских художников.
Художественный вкус и эрудиция А.Ф. Лихачёва, все душевные силы этой незаурядной личности изначально были отданы воплощению мечты - формированию такой коллекции, которая в перспективе могла бы составить музей изящных искусств. Она и сегодня остается наиболее значимой частью более чем 25-тысячного собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, обеспечивая ему место в ряду лучших художественных музеев России.
Еще при жизни Андрея Федоровича Лихачева, его коллекции стали явлением в культурной жизни российской провинции и получили известность за рубежом. Благотворительный шаг Ивана Федоровича Лихачева, передавшего коллекции брата в дар городу, послужил основанием для создания Казанского городского музея (1895).
Этому способствовал обширный и разнообразный состав коллекций А.Ф. Лихачева - доисторические древности и предметы археологии, нумизматика, предметы этнографии, декоративно-прикладное искусство, оружие, древнерусская мелкая пластика, живопись, графика и скульптура, обширная библиотека.
В коллекционерских интересах А.Ф. Лихачева переплетались две тенденции – усадебная и дворянская традиция коллекционирования искусства и «древностей», не прерывающиеся в роду Лихачевых на протяжении столетий, и интересы ученого-исследователя, связанные с развитием наук - археологии и этнографии, чему Казанская губерния и, в особенности, родной Лихачеву Спасский уезд предоставляли богатейший материал.
Одновременно с ростом коллекции А.Ф. Лихачев становился ее исследователем и публикатором. Немаловажным представляется и тот факт, что столь обширная коллекция была собрана за относительно короткий срок, не превышающий трех десятилетий.
Значительное количество произведений связано с голландской и фламандской школой. Наиболее ранние полотна датируются ХVI веком: это «Пейзаж с Авраамом», ранее приписывавшийся Лукасу ван Лейдену. По последним сведениям, автором этого произведения следует считать Якоба Гриммера. Замечательная работа Давида Винкбонса «Кермесса» отмечена чертами своеобразного архаизма, проявляющегося в образном строе и стилистических приемах (орнаментальный рисунок листвы, условный колорит).
Итальянский пейзаж в собрании Лихачева представлен произведениями мастеров XVII-XIX веков. Серединой XVII века датируется «Нападение разбойников в горах» Сальватора Розы. Пейзаж XVIII века представляет в первую очередь венецианская ведута – «Вид Венеции» неизвестного художника круга Антонио Каналетто.
Портреты французской школы из лихачевского собрания датируются XVIII-XIX веками. В числе наиболее ранних произведений - демократичный «Автопортрет» Никола де Ларжильера, а также «Портрет неизвестной» Жана Марка Наттье.
Почти вся коллекция западноевропейской живописи ГМИИ РТ, за небольшим исключением, обязана своим происхождением А.Ф. Лихачёву. Из 366 произведений – около 260 происходят из этого собрания. Несомненно, многое из собранного А.Ф. Лихачёвым обладает безусловной историко-художественной ценностью.
Коллекция западноевропейской гравюры А.Ф. Лихачева насчитывает две с половиной тысячи листов, которые дополняют живописное собрание, расширяя представление об искусстве Западной Европы.
Наиболее значимой для А.Ф.Лихачева была возможность гравюры воспроизводить уникальные памятники искусства и культуры, виды прославленных городов мира, многие из которых он не раз посетил, путешествуя по Европе в 1860-1870 годы. Это хорошо отражает состав коллекции, где широко представлена репродукционная гравюра XVII-XVIII веков: изображения классических образцов европейской живописи, архитектуры, скульптуры, портреты деятелей мировой науки, теологии и искусства, декор интерьеров готических соборов и итальянских палаццо, расписанных великими художниками эпохи Возрождения, архитектурно-видовая и орнаментальная гравюра.
Гравюры выполнены ведущими европейскими мастерами – Р. Саделером I (1555-1628), К. Альберти (1553-1615), Д.Б. Брустолини (1712-1796), Л. Депласом (1682-1739), Н.-Э. Эделинком (1681-1767), Ф. Буше (1736-1782), Г. Вилле (1715-1808), Ж. Массаром (1740-1822), Л. Гийо (1756-1806), У. Райлендом (1732-1783) и другими.
Собрание европейской гравюры из коллекции А.Ф. Лихачева – едва ли не самая ценная часть графического фонда музея.
Явное предпочтение, которое А.Ф.Лихачев оказывал западноевропейскому искусству, не помешало ему при формировании своего собрания создать весьма значительную коллекцию русской живописи, - одну из самых масштабных среди многих частных провинциальных собраний.
Долгие годы А.Ф. Лихачев поддерживал связь с художником В.Г. Худяковым, выходцем из Симбирской губернии. В результате этого общения в Лихачевском собрании сложилась целостная коллекция работ художника, самая многочисленная среди произведений других русских художников (21 рисунок и 18 живописных работ).
В числе картин мастера – большое программное полотно «Косарь», которым он завершил образование в Московском училище живописи и ваяния (1847).
Особое место в Лихачевском собрании занимает коллекция произведений И.И. Шишкина. Познакомившись с художником еще на раннем этапе творчества, Андрей Федорович постоянно поддерживал связи со своим земляком, ставшим впоследствии прославленным русским пейзажистом. В коллекции Лихачева оказалось семь ранних живописных работ 1860-х годов и несколько рисунков известного художника. Эти произведения положили начало шишкинскому собранию в музее.
Картины И.И. Шишкина и художников- пейзажистов, составивших ближайший круг знаменитого мастера, - А.В. Гине, Л.Л. Каменева, В.М. Резанова, - образуют в современном музейном собрании особый пласт пейзажной живописи второй половины XIX века. Он характеризует мощный расцвет пейзажной живописи того времени, ее стилевое и жанровое разнообразие, индивидуальные взаимосвязи с местным казанским искусством.
В настоящий момент музейная коллекция русской живописи насчитывает около тысячи картин. Это уникальное собрание складывалось на протяжении долгой истории существования музея и стало одним из самых известных в стране. Однако до сих пор картины из собрания А.Ф. Лихачева остаются первоклассными образцами среди произведений русского искусства XVIII- XIX веков, и дают возможность эстетического наслаждения и научного изучения стержневых полотен в творчестве таких известных художников, как Д.Г. Левицкий, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин и других.
Дворянский род Лихачёвых золотыми буквами вписан в историю России. Имена его представителей - Андрея и Ивана Фёдоровичей Лихачёвых неотделимы от истории коллекционирования и музейного дела в Казани. Племянник А.Ф. Лихачева – Николай Петрович Лихачев (1862-1936), историк и искусствовед, собрал замечательную коллекцию русских икон, которую впоследствии подарил Русскому музею.
В Казани сохранилось два здания, связанных с именем Лихачева. В этом доме жило семейство Лихачевых в 1832-1890 годах.
Каменный двухэтажный жилой дом размещен вдоль улиц Большая Красная и Городецкого боковыми крыльями, соединенными угловым, закругленным в плане объемом. Уличные фасады декорированы портиками с арочными нишами. Большие окна второго этажа выделены двумя колоннами, которые объединены рельефной клинчатой аркой с небольшой лепной розеткой. Нижний этаж с арочными окнами рустован. Угловая закругленная часть дома выделена «венецианским» окном и балконом, кованое ограждение которого установили в конце XIX в.
В 1848 году, 16-летним юношей А.Ф. Лихачев приехал в Казань и поселился в этом доме, который в 1862 перешел в его собственность. Эта территория издавна была городской усадьбой богатой дворянской семьи Лихачевых. Дом находится на улице Муштари, бывшей ул. Ново-Комиссариатской. В тексте использован материал статьи Е.П. Ключевской из буклета «Завещано Казани» (Казань, 2007).