Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Виртуальные филиалы

  • Карта филиалов
  • Филиалы
    • Музеи
      • Архангельск
      • Баку (Азербайджан)
      • Барнаул
      • Вольск
      • Гавана (Куба)
      • Горно-Алтайск
      • Грозный
      • Егорьевск
      • Екатеринбург
      • Запорожье (Украина)
      • Ирбит
      • Йошкар-Ола
      • Казань
      • Калининград
      • Калуга
      • Канкаанпяя (Финляндия)
      • Киров
      • Когалым
      • Кострома
      • Кохтла-Ярве (Эстония)
      • Краснодар
      • Лаппеенранта (Финляндия)
      • Магнитогорск
      • Майкоп
      • Малага
      • Москва (Царицыно)
      • Мурманск
      • Нарьян-Мар
      • Нижний Тагил
      • Новокуйбышевск
      • Пермь
      • Петрозаводск
      • Ростов-на-Дону
      • Салехард
      • Самара
      • Санкт-Петербург (МИСР)
      • Саранск
      • Смоленск
      • Сольвычегодск
      • Сочи
      • Тамбов
      • Тверь
      • Томск
      • Усть-Каменогорск (Казахстан)
      • Череповец
      • Южно-Сахалинск
      • Якутск
    • Учебные заведения
    • Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
    • Школы и детские сады Санкт-Петербурга
    • Школы Ленинградской области

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Жизнь девочки с картины

>>>Прогулки с виртуальными филиалами

Фешин Н.И. (1881-1955)
  • Художник Н.И. Фешин
  • Фешин Н.И. в коллекции нашего музея
  • По Фешинским местам
  • Н.И. Фешин - Надежда Михайловна Сапожникова. Ученица, друг, модель.
  • Жизнь "Девочки с картины"

Художники в Казани
  • И.И. Шишкин в Казани
  • Эдвард Турнерелли в Казани
  • Боголюбов - художник и другие грани личности
  • А.П. Боголюбов -литератор
  • Казань в жизни Давида Бурлюка
  • Родченко в Казани
  • Д.М. Фёдоров
  • Б.Урманче
  • Прогулки по Казани
  • История развития художественного музея Республики Татарстан
  • Филиалы Государственного музея изобразительных искусств РТ
  • Основа коллекции музея - собрание казанского коллекционера А.Ф. Лихачева
  • Музейная архитектура. Дом Генерала Сандецкого
  • Генерал А.Г.Сандецкий
  • Казанская икона Божьей матери
  • Святые князья Борис и Глеб. К 1000-летию почитания памяти благоверных князей

«Портрет Вари Адоратской» — самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881–1955), о котором Репин в 1926 году сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный».

Своим творчеством, особенно портретами, он подвел итоги развития русской станковой живописи второй половины XIX века. Искусствоведы напишут об этом явлении так: «Ученик Репина Фешин смог смешать в своей манере академизм рисунка и передвижнические сюжеты, импрессионистский мазок и экспрессионистский взгляд на мир».

Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л.Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня. На картине Фешина изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Она сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка.

«Это было в марте-апреле 1914 года в Казани… Я очень любила тетю Надю (прим. - Сапожникова Н.М., ученица и друг Н. И. Фешина) и часто бывала у нее в мастерской, и она предложила, чтобы Николай Иванович написал меня. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика… Было решено, что Н.И. будет писать меня у тети Нади в мастерской… Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не понравилось, потому что было неудобно и даже больно сидеть – постоянно немели ноги. Но спорить с Н.И. было невозможно и приходилось покоряться. Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками. Но Н.И. это не нравилось и он нашел кусок матовой шелковой материи, где было больше блеклых тонов и переделал то, что было написано сначала. То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Помню, что когда я начала позировать, он сперва нарисовал на холсте углем, затем стал рисовать лицо, а все остальное только наметки. Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину. Натюрморт он писал иногда без меня. Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».

Эти воспоминания попали в музей спустя 40 лет после написания портрета, передала их сама В.В. Адоратская. В "Доме на Набережной" Варя жила со своими родителями. Сейчас в этом доме находится музей "Дом на Набережной".

Портрет, после того, как отец Вари Адоратской В.В.Адоратский отказался от него, приобрела Н.М. Сапожникова. С ней он был в счастливые и тяжелые времена ее жизни. Она завещала портрет после своей смерти самой модели, то есть, В.В. Адоратской.

В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году от Разумова С.Н.

Варвара Владимировна Адоратская родилась в Казани в 1904 году, в тот год, когда ее отец Владимир Викторович Адоратский вступил в партию большевиков.

С 1914 года они были в плену в Германии, в 1918 году, по предложению Ленина, Советское правительство обменяло их на немецкое семейство. Семья вернулась в Россию. Поселились в Москве, Владимир Викторович стал работать в Центральном государственном архиве. В 1931 году был назначен директором Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ). Был действительным членом Академии наук СССР. А Варя работала переводчицей в Институте марксизма-ленинизма (Варвара Владимировна в совершенстве знала несколько европейских языков).

Всю жизнь она прожила неразлучно с родителями. Варя и ее отец были большими друзьями, много переписывались, когда кто-то из них уезжал на отдых или лечение.

Их письма хранятся в фонде В.В.Адоратского в архиве РГАСПИ – бывшего ИМЭЛ. В них – и о встреченных людях, о Крыме, Кавказе, окрестностях Казани, о новом доме отдыха «Сосны», и о книгах, театре, музыке, и о наводнении в Москве 1932 года…

Варя была помощницей отца в его научно-литературной работе, делала для него переводы, печатала на машинке. Трудилась под его руководством над переводами для ИМЭЛ, где продолжала работать на договорных началах и после смерти отца в 1945 году.

В честь В.В. Адоратского названа одна из улиц города Казани.

Со 2 ноября 2011 года по 6 февраля 2012 года в Национально-художественной галерее ГМИИ РТ работает выставка произведений выдающего художника ХХ века, уроженца Казани, Николая Ивановича Фешина "От Казани до Таоса".

Маленьким «спутником» этого грандиозного события явилась выставка «Фешин, Варя и я». Это итог целого года работы семейной студии ГМИИ РТ. Дети создали свою картину «Портрет Вари Адоратской», и она стала их любимой картиной на выставке. Обшивалкина Маргарита Сергеевна, заведующая сектором музейной педагогики, вместе с детьми сделала фотосессию по картине Н.И. Фешина и тоже включила ее в выставку.

В тексте использован материал статьи Татьяна Ивановны Шмидт, сотрудника музея "Дом на набережной".

При составлении статьи использован материал официального сайта музея "Дом на набережной"

Фешин Н.И. Портрет Вари Адоратской. 1914Фешин Н.И. Портрет Вари Адоратской. 1914
Серов В.А. Девочка с персиками. 1887Серов В.А. Девочка с персиками. 1887
Торговый дом Сапожникова со стороны ул. Кремлевкой (бывш. Воскресенская улица)Торговый дом Сапожникова со стороны ул. Кремлевкой (бывш. Воскресенская улица)
Торговый дом Сапожникова со стороны ул. Рахматуллина, где располагалась мастерская Н.М. СапожниковойТорговый дом Сапожникова со стороны ул. Рахматуллина, где располагалась мастерская Н.М. Сапожниковой
Н.Фешин в мастерской Н.М.Сапожниковой.Н.Фешин в мастерской Н.М.Сапожниковой.
Мастерская Н.М.СапожниковойМастерская Н.М.Сапожниковой
Улица Серафимовича, дом 2 (1927-1931 гг.) Является объектом культурного наследияУлица Серафимовича, дом 2 (1927-1931 гг.) Является объектом культурного наследия
В.Адоратский с женой и дочерью, казанский период.В.Адоратский с женой и дочерью, казанский период.
Улица Адоратского в КазаниУлица Адоратского в Казани Портрет Вари Адоратской, созданный в детской студииПортрет Вари Адоратской, созданный в детской студии
 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль