Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Каравак Л. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717

Огромную роль в становлении русского портретного искусства сыграли иностранные мастера, в частности, марсельский живописец Луи Каравакк, приехавший в Россию в 1716 году. Он неоднократно писал Петра I и Екатерину I, их дочерей – Анну, Елизавету и Наталью, а также детей царевича Алексея – Наталью и Петра (впоследствии Петра II).

Каравак Л. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717Каравак Л. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717Одна из лучших работ мастера – двойной портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. Создавая его, художник выбирает модную для того времени форму «костюмированного портрета». А так как костюмизация в этот период имела аллегорический характер, царевны и царевичи часто изображались Аполлонами, Дианами и Флорами. Так девятилетняя Анна и восьмилетняя Елизавета представлены в образе маленьких Флор. Елизавета Петровна поднимает цветок над головой старшей сестры, которая держит на коленях корзинку с цветами. Жесты и выражения лиц, костюмы и обстановка, аксессуары и фон в этом портрете, создают своеобразную и очень выразительную смесь наивности и серьезности, непринужденности и манерности. Цветовые пятна здесь крупные, мощные, яркие, присущие скорее русской живописи, но изысканность и грациозность движений, жеманство жестов, театрализация изображения в целом более характерны для западноевропейского искусства.

Хочется отметить, что юные девочки, представленные как взрослые, выглядят здесь гораздо старше. Правда, дети и воспринимались в то время «маленькими взрослыми». Портрет написан в 1717 году, а через два года царевен будут уже сватать. В 1719 году французский консул в России писал в Париж Людовику XV: «Царь рассчитывает заключить с королем союз и убедить со временем Его Величество принять в супружество принцессу, его младшую дочь, очень красивую и хорошо сложенную особу; ее можно бы даже назвать красавицей, если бы не рыжеватый цвет волос, что, впрочем, может, измениться с годами, она умна, очень добра и великодушна. Старшая же принцесса – вылитый портрет царя-отца, слишком экономна для принцесс и хочет обо всем знать». Интересно, что дочери Петра изображены без царских атрибутов, как требовал жесткий канон того времени, а просто в нарядных платьях. Но, видимо, это не случайно, ведь девочки были рождены до заключения законного брака родителей.

Для продолжения знакомства с семейной галереей Романовых необходимо пройти в противоположную от входа в зал часть экспозиции, где представлено парадное изображение Екатерины Первой, написанное Иваном-Большим Григорьевичем Адольским.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password