Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Всевидящее Око, со святыми на полях. Середина XIX века

Уральский регион – один из значительных центров старообрядчества с преобладанием староверов поповского толка. Многочисленные часовни устраивались приверженцами старой веры в селениях при богатых горных заводах, что позволяло роскошно отделывать их интерьеры, приглашая для иконописных работ искусных, хорошо обученных мастеров.

Коллекция уральских икон Русского музея сравнительно невелика. В ее состав входят несколько памятников из частных собраний и замечательный двусторонний крест, исполненный в 1904 году в Екатеринбурге потомственными иконописцами, мастерами Андреем Семеновичем и Гавриилом Семеновичем Романовыми.

Всевидящее Око, со святыми на поляхВсевидящее Око, со святыми на поляхИз собрания Строгановых происходит икона середины XIX века «Всевидящее Око, со святыми на полях». В основе иконографии лежит сложная композиция, смысл которой заключается в зримом соотнесении Христа и Солнца, Христа и Света, ибо Христос – Солнце Правды. Появление этого извода в иконописи было обусловлено тем, что такими сопоставлениями полны тексты Священного писания, творений Отцов церкви, литургические тексты и молитвы.

В среднике иконы размещены несколько концентрических кругов, заполненных изображениями. Вверху – своеобразное полукруглое навершие, обрамляющее полуфигурное изображение Саваофа (Бога Отца), благословляющего обеими руками двуперстно. Ниже – Богоматерь в позе Оранты, возносящей моление. Внешний круг разбивают на четыре части красные треугольники – лучи ромбической «славы», в каждом из которых изображено одно из четырех таинственных крылатых существа Апокалипсиса – бык, орел, лев и ангел. В соответствии с христианской традицией, они являются символами четырех Евангелий и самих святых евангелистов, и поэтому каждый из них держит книгу в золотом переплете.

Внешний - зеленый и следующий за ним красный круги заполнены изображениями небесных ангельских сил – шестокрыльцев с золотыми крылами, лучами и звездами. Два центральных круга включают в себя исполненное золотом по золоту поясное изображение благословляющего двуперстно обеими руками Спаса Эммануила и окружающее его алое сияние со странным изображением человеческого лика – с одним носом и устами, но с четырьмя глазами. Сходным образом в иконописи изображались Солнце и Луна, но в этом случае личины имели по два глаза. Четыре широко раскрытых ока на солнечном диске-лике должны были означать божественное всевидение и всеведение, «неусыпаемость» Ока Господня.

Особенностью именно этого образа является обилие текстов, помещенных в среднике и расположенных по границам концентрических кругов, что заставляет наш взгляд следовать за ними по кругу и «по солнцу» – слева направо. Мы как будто обходим центральное изображение Христа-Солнца – как в литургическом действе издревле обходили храмовый престол. Тем самым, иконописец побуждает нас следовать взглядом, – идти «посолонь», как это сохранялось в старообрядчестве.

Лишь единичными образцами в собрании Русского музея представлены памятники старообрядческого иконописания города Твери.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password