Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Образы и символы старой веры

Выставка «Образы и символы старой веры», сформированная из коллекции Русского музея, поистине уникальна! Это первая попытка систематизировать и показать малоизвестную, но невероятно интересную, сложную и многогранную старообрядческую культуру.

Первый зал выставки - самый дальний, налево от входа второго этажа корпуса Бенуа. Этот зал помогает сразу попасть в незнакомый мир приверженцев старой веры. В нем представлены старообрядческие костюмы, предметы культа и быта. И именно здесь логично напомнить, что же это такое - старообрядчество?

Старой верой, старообрядчеством или древлеправославием принято называть совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х – 1660-х годах Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой было приведение к единообразию богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Эта реформа вызвала разделение Русской Церкви на старообрядцев (староверов) и новообрядцев (никониан). Кстати, старообрядцев обвинительно называли «Раскольниками» поскольку государственная власть поддержала церковную реформу, а они выступили против нее.

Так что же конкретно изменилось с принятием новых церковных правил в ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году?

Была проведена так называемая «книжная правка», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг. Она привела к серьезным изменениям. Например, в имя «Iсус» была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Iисус». В тексте перевода Символа Веры был убран союз «а» в словах «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»). Из определения свойств Духа Святага исключили слово «Истиннаго».

Так же произошла замена двуперстного крестного знамения трёхперстным. Это вызвало самое сильное негодование у верующих. Сложение пальцев символично. Крестное знамение совершается в память о распятии Христа, о его муках, во имя искупления грехов человеческих. Двуперстие и показывает в первую очередь Христа, его двойную природу – богочеловек, а три согнутых пальца обозначают Троицу. В трехперстии все переворачивается. Поэтому старообрядцы гневно восклицали «Троицу распинаете!».

Реформы Никона отменили малые земные поклоны. Крестные ходы стали проводить в обратном направлении (против солнца, а не по солнцу). Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Святой Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая), а в церковном пении установили многоголосие.

Мероприятия патриарха понять почти невозможно, если не принимать во внимание его идею об объединении всех православных христиан под скипетром русского царя и престолом московского патриарха, что превращало Россию в православную империю. Поэтому Никона и волновали несоответствия русских богослужебных текстов и обрядов уставам новогреческим. Не могла же Москва со своими ошибками стать во главе всей православной церкви! Соответственно, необходимо было срочно и кардинально все изменить. Конечно, церковь всегда заботилась об исправности и единообразии литургических текстов, и исправления книг происходили часто. Вопрос понимания и ясности богослужебного языка для мирян в русской церкви был очень важен, что делало проблему исправления неточностей очень сложной и деликатной. Никон же проводил церковные реформы только своей волей, очень жестко. И те, кто не принимал их, оставался верным прежним, старым обычаям и обрядам, были определены в раскольники.

С течением времени старообрядцы разделились на два основных течения: поповцы и беспоповцы (т.е. признавшие и непризнавшие священство).

Поповцы по догматике мало отличаются от православных, однако придерживаются при этом старых - дониконианских - обрядов, богослужбных книг и церковных традиций. Они приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из новообрядческой церкви: "И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить - аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить".

Второе направление, более суровое – беспоповство, появилось после смерти священников старого рукоположения. Беспоповцы отрицают возможность существования после реформ "истинного" духовенства и отвергают священников нового поставления. С течением времени в беспоповском движение произошло разделение и образовались новые согласия. Основными до сих пор остаются поморское, федосеевское и филипповское. Поморцы ведут свое родословие от отцов Соловецкого монастыря и Выговского общежительства, созданного на реке Выг в 1694 году. Федосеевское согласие, зародившееся в Псковской и Новгородской губерниях, было основано крестецким дьячком Феодосием Васильевым. филипповцы ведут свое происхождение от инока Филиппа, отделившегося от Выговского общежительства и основавшего в 1740-х годах собственное согласие.

В годы гонений старообрядцы, скрываясь, образовывали свои общины в отдаленных местах. Так основными центрами поповства изначально стал Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. А беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря. Другими крупными центрами стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Кеpженец в Нижегородских землях. Потом большие старообрядческие общины возникли в крупных центральных городах. Были они и в Москве, и в Петербурге. Гонения, репрессии вызвали небывалую волну религиозного патриотизма и породили ряд таких знаменитых личностей как протопоп Аввакум, боярыня Морозова, без которых невозможно представить историю России.

Отношение к старообрядцам менялось на протяжении нескольких царствий. Много воспретительных указов появились в царствование Петра I. А Екатерина II напротив была к старообрядцам достаточно лояльна. Фанатичным гонителем староверов был Павел I, зато Александр I дал им некоторые послабления. Самым тяжелым временем стало царствование Николая I. При нем были уничтожены не только самые крупные очаги старообрядчества, но и небольшие часовни и моленные, а приверженцев старой веры судили, заключали в тюрьмы, ссылали. Александр II в 1864 году утверждает «Правила о старообрядцах», дозволяющие проводить богослужения. полное снятие ограничений происходит при Николае II. 17 октября 1906 года старообрядцам предоставляется право свободного исповедания их веры и организации официальных религиозных общин.

Выставка построена по территориальному принципу, то есть комплексно рассказывает о разнообразных, мелких и крупных центрах старообрядческой культуры: Урал, Тверь, Ветка, Верхнее Поволжье, Ярославская, Костромская, Нижегородская губернии, Москва, Санкт-Петербург и Выговское поморское общежительство. Первыми представлены Урал и Тверь.

  • Всевидящее Око, со святыми на полях.
    Середина XIX века. Нижний Тагил (?)
  • Явление архангела праведному монаху. Начало XIX века. Тверь
  • Святая Екатерина с житием в 12 клеймах. Начало XIX века. Ветка
  • Рождество Христово. Начало XIX века. Ярославль
  • Успение и Вознесение Богоматери. Конец XVII – начало XVIII века. Ярославль
  • Образ всех Российских чудотворцев с Софией Премудростью Божией. 1814. Санкт-Петербург
  • Страшный суд. XVII век. Санкт-Петербург
  • Огненное восхождение Илии пророка со сценами жития. Середина – вторая половина XIX века. Палех
  • Голгофский крест. XVIII век. Каргополье (?)
  • Благоразумный разбойник Рах. XVII век. Санкт-Петербург
  • Благовещение. Первая треть XIX века. Выг
  • Богоматерь с младенцем на троне. XIX век. Санкт-Петербург
  • Старообрядческое литье. Поморское литье (Выг)
  • Священномученик Аввакум. Начало XX века. Гуслицы
  • Распятие страстей. XVIII век. Гуслицы
  • Евангелие от Луки Зачало 83 глава 16 («Притча о богатом Лазаре»). Конец XVIII века. Гуслицы
  • Святой Никита, побивающий беса. 1843. Гуслицы
  • Архангел Рафаил и священномученник Сисиний. XIX век. Москва
  • Вид Выгорецкого и Лексинского скитов. 1870-1880. Москва
  • Книги и письменные принадлежности. Выг. Поморье
  • Святые София, Вера, Надежда, Любовь и мученик Христофор. Первая половина XIX века. Мстера
  • Иконы, происходящие из иконостаса поповской часовни в Хвалынске. 1815–1817. Поволжье
  • Переносной (походный) иконостас. Конец XVIII – начало XIX века.Мстера (?)
  • Святой Вонифатий с житием в 12 клеймах. Мастер Василий Рябов. 1814. Село Павлово на Оке
  • Видение преподобного Иоанна Лествичника. Конец XVIII – начало XX века. Верхнее Поволжье (?)

Текст экскурсии подготовлен Станкевич Е.В. и Амфилохиевой Е.В. по материалам каталога Русского музея "Образы и символы старой веры". - СПб.: Palace Editions, 2008.

Вся галерея изображений

Вернуться в раздел "Вернисажи в Русском музее"

Оcтавить отзыв о выставке

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password