Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Благоразумный разбойник Рах. XVII век

Благоразумный разбойник Рах - один из двух разбойников, распятых вместе с Исусом Христом. Уверовавший во Христа и раскаявшийся в содеянном, Рах получил прощение и обетование пребывать в раю вместе со Спасителем.

Благоразумный разбойник РахБлагоразумный разбойник РахИзображение благоразумного разбойника не редкость в Древнерусском искусстве. Он часто присутствует в сценах «Распятие» распятым на кресте и в картине «Страшный суд» - среди праведных. Его изображают и в других многофигурных композициях, например в «Воскресении – Сошествии во ад». Существуют и одиночные изображения Раха. Им в структуре храма (особенно старообрядческого) отводилось определенное место на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник, что было напоминанием, что Благоразумный разбойник был распят на Голгофе по правую руку Спасителя, и, кроме того, соответствует восприятию восточной части храмового пространства раем. О пребывании в райском саду говорит также белый фон изображения, увитый цветущими растениями.

Представленная икона является частью северной двери иконостаса моленной Волкова кладбища – крупнейшего старообрядческого захоронения в Петербурге. История его начинается в 1777 году, когда купцы Воробьев и Волков получают на Черной речке, ныне Монастырке, место для погребения федосеевцев, существующее и поныне под названием Волково старообрядческое кладбище. Пожалуй, это одно из самых многочисленных в Петербурге старообрядческих феодосеевских объединений. Вскоре после получения земли в 1784 году на кладбищенской территории появилась мужская богадельня с моленной, а в 1807 открылась и женская богадельня, состоящая из нескольких зданий. Когда в 1847 году началось активное движение против приверженцев старой веры, мужскую часть богадельни отдали православным, а за старообрядцами закрепили женскую половину с моленной во имя Спаса Преображения. Полностью закрыть столь большое объединение власти не рискнули! Даже моленную в мужской части практически не перестраивали, лишь перенесли икону Спаса на престоле из центра иконостаса в алтарное помещение и установили на ее месте резные двухстворчатые двери. Позже, когда высочайшим Указом 1906 года старообрядчество было легализировано, на Волковом кладбище образовалась (в 1907 году) официальная старообрядческая община, постепенно получившая в собственность все бывшие помещения. Просуществовала община до 1929 года, а моленная - до 1934 года, когда было приказано закрыть ее в связи с тем, что она мешала нормальной работе поселившихся в зданиях богадельни государственных учреждений.

Среди петербургских старообрядческих храмов своим уникальным архитектурным и живописным устройством выделялась Долгова или Пиккиева моленная, располагавшаяся в Литейной части Петербурга на Моховой улице. Композиция «Благовещание» дает возможность представить былую красоту ее убранства.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password