Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Медиатека
  • Вернисажи
  • Художественная галерея
  • Электронный курс
  • Прогулки с ВФ
  • Google Art Project
  • КОМП
  • Полезные ссылки
  • Для сотрудников филиалов

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Благовещение. Первая треть XIX века

Первое название Долговой моленной связано с именем ее основателя - именитого гражданина Ивана Феоктистовича Долгова. Второе - Пиккиева, - говорит о последнем владельце - купце Дмитрии Назаровиче Пиккиеве. Долгов завещал дом Выговскому общежительству, однако через тридцать лет сделка была признана незаконной. Здание перешло законной наследнице Долгова – Галашевской, в свою очередь, продавшей его купцу Пиккиеву. Точно установить время появления молитвенного дома до сих пор невозможно. В документах сведения о нем начинаются с середины XIX века. Однако, известно, что на западной стене здания имелась надпись «1794 год».

Моленная, освященная во имя «Воздвижения честного Креста Господня» и «Знамения Пресвятой Богородицы» располагалась во флигеле по левую сторону въезда во двор и состояла из двух главных частей – певчей и трапезы. Высокая, в три этажа певчая венчалась стеклянным куполом, а стены ее были уставлены иконами поморского письма в богатых серебряных окладах. Пиккиева моленная просуществовала до 1854 года; позже она была запечатана и разорена. Уникальное иконное убранство вывезли в Александро-Невскую лавру,по документам значилось 504 иконы. Сколько ни старались потом старообрядцы вернуть принадлежащее им имущество, отдали им далеко не все.

БлаговещениеБлаговещениеИкона «Благовещение» напоминает произведения мастеров Оружейной палаты. Похожи и внимание к подробной детализации, и сама схема расположения, и соотношение размеров частей: главного, крупного - в центре, и дополнительных, более мелких - по сторонам. Но, по мнению некоторых исследователей, икона написана не в Оружейной палате, а в Березовском ските на реке Выг, и, соответственно, относится к выговской иконописи, причем на заключительном этапе ее развития. Об этом свидетельствуют, например, суховатая манера исполнения и использование коричневатых охр в личном письме. Традиционная композиция явления Архангела Деве Марии усложняется дополнительными сценами из жизни Богородицы до и после Благовещения, а также историей посланничества Архангела Гавриила в Назарет, о чем гласит надпись на нижнем поле иконы.

Разновременных сюжетов, связанных непосредственно с жизнью Марии, восемь: Моление Девы Марии, Обручение Марии с Иосифом, Мария узнает о павшем на нее жребии ткать завесу для Иерусалимского храма, Благовещение у колодца, Возвращение Иосифа, Упреки Иосифа, Приход книжника в дом Иосифа и Приведение Марии и Иосифа на суд.

В завершение темы Петербургских старообрядческих центров хочется вспомнить Поморский храм Знамения Пресвятой Богородицы, откуда происходит икона «Богоматерь с младенцем на троне».

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль