Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Рождество Христово. Начало XIX века

Ярославская губерния в XVIII-XIX веках была важным центром старообрядческой культуры. В ней, конечно в разных местах, собрались, пожалуй, все направления и согласия староверов. Центром поморского (беспоповского) толка, ведущего свою родословную от отцов Соловецкого монастыря и Выговского общежительства, созданного на реке Выг в 1694 году Даниилом Викулиным и братьями Андреем и Семеном Денисовыми, являлась часовня за Леонтьевской церковью в Ярославле.

История часовни начинается в 1808 году. Ярославский купец Андрон Кузнецов обращается с челобитной о создании в черте города старообрядческого кладбища. И вот, за Леонтьевской церковью была выделена земля, где на пожертвованные местными купцами и мещанами средства в размере 14000 рублей ассигнациями был выстроен богадельный дом, а при нем - часовня. Вскоре, в 1816 году вышел указ о не строительстве и закрытии подобных моленных. Однако, по неясным причинам Поморская часовня сохранилась, с нее убрали лишь главы и кресты, а в 1826 году (после годичного перерыва) богослужения возобновились и продолжались до 1850 года, когда началось расследование об устройстве моленных. По результатам следствия, указом губернских властей моленную закрыли, а имущество конфисковали. Шестьдесят пять икон и тридцать пять книг были признаны "противными" учению православной церкви.

Рождество ХристовоРождество ХристовоВ собрании музея хранятся несколько «репрессированных» произведений из Поморской часовни: иконы пророческого ряда иконостаса и большое, многофигурное «Рождество Христово». Что же могло не понравится здесь церковной комиссии? Cказать сложно. Скорее всего, обилие дополнительных сцен и включение в изображение текста. Но так бывало - критерии для изъятия икон оказывались подчас самыми абсурдными, причем, негодными признавались не только образа, созданные староверами, но и древние, написанные до реформ патриарха Никона. Например, подобные повествовательные композиции «Рождества» существовали в древнерусской иконе с XVI века.

В верхней части иконы можно видеть сцену самого Рождества в Вифлеемской пещере, а также четыре эпизода путешествия и поклонение волхвов. Далее представлено бегство в Египет. А вся нижняя треть посвящена рассказу о злодеянии Иродовом и избиении младенцев. Получается, что значительная часть иконы повествует о трагических событиях, происходящих вокруг светлого праздника. Не потому ли это случилось, что мотивы бегства, расправы и насилия были созвучны истории гонения старообрядце? И может быть, тогда именно это и послужило поводом признать икону «неправильной»?

Также «противной» учению православной церкви была признана и центральная икона следующего зала, из той же Поморской часовни - «Успение и Вознесение Богоматери». Но здесь мы имеем вполне четкое объяснение ее неугодности.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password