Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Успение и Вознесение Богоматери. Конец XVII – начало XVIII века

На большой трехчастной доске представлены праздники «Успение Богородицы» и «Вознесение Богородицы». В «Успение» включен эпизод «отсечение рук нечестивого Авфонии» (рассказывающий о попытке первосвященника Авфония опрокинуть одр Богородицы, несомый апостолами) и о его наказании за святотатство путем отсечения рук. Сцена Вознесения изображена за ложем. Там, в пронизанной золотыми лучами мандорле, являющей сияние славы Господней, Христос держит на руках фигурку младенца, символизирующую невинную душу Девы Марии.

Успение и Вознесение БогоматериУспение и Вознесение БогоматериИкона представляет так называемый облачный извод композиции «Успения», то есть вариант, дающий изображение доставления апостолов к ложу Девы Марии на облаках. Именно это и послужило поводом для конфискации иконы из Поморской часовни и признанию ее «противной» церкви. Заключение экспертов гласит: «При сопровождении тела Божией Матери ко гробу изображен присутствующий вместе с другими Апостолами и Апостол Фома, а Апостол Иоанн - несомым на облаках к сопровождению тела вместе с другими Апостолами. Замечания: Как при сопровождении тела Божьей Матери ко гробу изображен на иконе Апостол Фома, не бывший при оном, как говорит нам церковное предание, да и Апостол Иоанн не был восхищен облаком к погребению Божией Матери, то икона сия признается несогласною с учением Православной Церкви».

Признанная неугодной икона, наряду с другими, должна была быть отослана в Министерство внутренних дел. Однако возникла проблема доставки «арестованных» произведений в Петербург. Размеры некоторых икон были достаточно велики, например «Успение» в высоту достигает 174 сантиметров, а по ширине насчитывает 132 сантиметра. Общий же вес конфискованного составил более 30 пудов. После долгой переписки было решено отправить секретный груз особым транспортом за «счет экстраординарных сумм», и иконы оказались все-таки в Петербурге, куда с 1844 года мощным потоком переправляли изъятые в губерниях предметы старообрядческой культуры.

Однако, северная столица была не только местом «заключения» произведений. В Петербурге также было много старообрядческих центров, представленных в следующим зале экспозиции.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password