Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Образ всех Российских чудотворцев с Софией Премудростью Божией. 1814

История старообрядчества в Петербурге начинается буквально со дня основания города. Как известно, в петровские времена в новую столицу потянулись многочисленные переселенцы. Среди них, разумеется, были и старообрядцы. Прибыв в город, они озадачивались проблемой устройства места для проведения службы, и первоначально, в годы правления Петра Великого моленные устраивались только в частных домах, потом для них начали возводить самостоятельные здания. В конце XVIII - начале XIX веков число церквей и моленных сильно выросло, так как по указу правительства старообрядцам стали выделять участки для кладбищ, и на них тотчас же появлялись моленные и богадельни.

Самым популярным и большим по числу приверженцев согласием староверов было федосеевское согласие. Федосеевские моленные располагались во многих районах, но центром были территории Малоохтинского и Волковского кладбища. Одной из главных богаделен с моленными можно назвать Зеленковскую (Зиновьевскую), названную по фамилии владельцев – петербургских купцов Зеленкова и Зиновьевского. Она была построена в 1808 году в Рождественской части города, на участке земли, приобретенном Зеленковым. Числилась моленная по Малой Мытновской улице и официально принадлежала Малоохтинскому кладбищу. После смерти Зеленкова, его дочь княгиня Шаховская продала дом обществу федосеевцев, от которого впоследствии он перешел в собственность Зиновьевского. Моленная просуществовала до 1842 года, после чего была упразднена, а имущество ее было частично конфисковано министерством, по причине «негодности» для Православной церкви.

Образ всех Российских чудотворцев с Софией Премудростью БожиейОбраз всех Российских чудотворцев с Софией Премудростью БожиейЗабракован был и полутораметровый «Образ всех Российских чудотворцев с Софией Премудростью Божией». Икона представляет сонм русских святых, изображенных в молитвенных позах перед выведенными по центральной оси «Пресвятой Троицей», «Софией Премудростью Божией» и пророком Самуилом. Святые расположены одиннадцатью рядами, по чинам святости. Пять нижних рядов – преподобные (всего 84 фигуры), то есть, по церковному определению, те святые из монашествующих, которые стяжали высшее нравственное достоинство своими подвигами и святостью жизни. За преподобными с шестого по девятый ряды следуют: слева - иерархи (митрополиты и епископы), а справа – князья и страстотерпцы. Десятый и одиннадцатый ряды занимают юродивые и святые жены. Всего 186 персонажей! Подобные иконы, соединяющие всех русских святых, были очень популярны в старообрядческой среде, хотя служба в их честь не стала неотъемлемой частью богослужения староверов.

Сформировалась иконография под влиянием текста «Службы всем святым российским чудотворцам», напечатанного в 1768 году в старообрядческих типографиях. Текст объединил два сочинения. Одно - «Служба российским чудотворцам», написанное в XVI веке иноком Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале Григорием. Второе, более позднее, начала XVIII века - «Слово воспоминательное о святых чудотворцах в России воссиявших», труд выговского книжника Семена Денисова.

Недалеко от «Образа российских чудотворцев» находится икона «Страшный суд», поступившая из моленной Косцова, одной из старейших моленных Петербурга.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password