Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Святой Вонифатий с житием в 12 клеймах. Мастер Василий Рябов. 1814

Среди иконописных центров Нижегородской губернии сравнительно недавно был выделен новый – Село Павлово на реке Оке. В настоящее время в Русском музее Павловское иконописание представлено подписной работой мастера Василия Рябова «Святой Вонифатий с житием в 12 клеймах», происходящей из Чернухинского скита Семеновского уезда и дающей хорошее представление о стиле Павловских мастеров.

Святой Вонифатий с житием в 12 клеймахСвятой Вонифатий с житием в 12 клеймахВизантийский святой мученик Вонифатий жил в III веке нашей эры во времена правления Римского императора Диоклетиана. Был он рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием.

Первое клеймо повествует о том, как Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: “А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?” Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности.

Во втором клейме Ванифатий, потрясенный зрелищем страшных пыток мучеников в городе Таре, видя просветленные благодатью Господней их лица, по влечению своего сострадательного сердца бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними.

В третьем и четвертом клеймах святой Вонифатий исповедует перед царем имя Христово, нарекает себя хрестьянином, а затем отказывается принести жертву идолам. Его тут же предают на мучения.

Пятое и шестое клейма изображают сцены мученичества святого Вонифатия – его поят кипящим оловом, бросают в котел с кипящей смолой. Но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа. Об этом повествует седьмое клеймо.

Восьмое и девятое клейма повествуют о том, как друзья Святого Вонифатия находят его останки и везут их в Рим к Аглаиде.

В 10, 11, и 12 клеймах описано, как Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя Святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили Святую близ могилы мученика Вонифатия.

Фигуры на иконе Василия Рябова имеют характерные пропорции с утяжеленными торсами и округлыми ликами. Представленные в сложных ракурсах и непринужденных позах, они изображены на фоне многоплановых ландшафтов, обязательным элементом которых является архитектура. Максимально приближая действующих лиц к переднему плану и умело пользуясь приемами перспективы, иконописец искусно углубляет пространство, предельно насыщая каждое из клейм действием. Мастерством исполнения отличаются драпировки одежд и роскошные балдахины, под которыми восседают персонажи.

Типичными чертами Павловского иконописания являются и черновой орнамент, заполняющий рамку вокруг фронтального образа мученика в среднике, и орнаментированные картуши с «жемчужной обнизью», помещенные по центру боковых и нижнего полей рамки.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password