Книги и письменные принадлежности
Выговское общежительство, известное не только своими иконописными мастерскими, медницами, но и богатейшим рукописно-книжным наследием, являлось в XVIII веке духовным и просветительским центром северного края не только для староверов-беспоповцев, но и для приверженцев официальной церкви. Книжные переплеты и титульные листы старообрядцы оформляли очень красочно, в особом «поморском стиле», который складывался постепенно на основе сочетания «старопечатных» трав с орнаментом барочного типа.
Переписчики книг до XX века писали кистью или гусиным пером, а не металлическими перьями. Историк, исследователь старообрядческой культуры Дружинин отмечал, что иллюстраторы рукописей пользовались для разведения красок и чернил раковинами, а не посудой.
В скитах постоянно занимались перепиской книг, для чего были необходимы чернильницы, книжные застежки, штампы для оформления книг и тиснения кожаных переплетов. Сохранились сведения об изготовлении медных предметов в Кодозерском скиту. После отливки их отправляли на Выг, так как Кодозерский скит входил в состав так называемого раскольнического суземка. Затем литье продавалось в разные губернии России. Доход от продажи был очень велик.
Среди представленных в витрине разнообразных письменных принадлежностей особенно выделяются небольшие подвесные чернильницы - полуовальной формы, с горлышком и колечками для цепочки по обеим сторонам. Стенки подобных чернильниц оформлялись рельефным рисунком. Наиболее распространеные изображения – птица Сирин, лев, носорог или пышный растительный орнамент.
Хранимые старообрядцами традиции рисованного лубка, письма и украшения книг, знание древнего художественного наследия, верность старине и дедовским обычаям, передававшимся в каждой семье из поколения в поколение, позволили особенно выделиться среди поздних центров старообрядческого иконописания Богоявленской слободе Мстера.
Произведения мстерских мастеров представлены в последнем зале выставки.