Святые София, Вера, Надежда, Любовь и мученик Христофор. Первая половина XIX века
Во Мстере хранились богатейшие собрания прорисей с древних икон, что позволяло художникам, вплоть до начала XX века, в точности воспроизводить каноническую иконографию памятников давно ушедших веков. Прекрасная сохранность произведений мстерских Иконников свидетельствует о точнейшем и неукоснительном соблюдении старинных технологических приемов иконописания, о высочайшей культуре самого ремесла.
Мстерская икона первой половины XIX века, сохранившая древнюю иконографию – «Святые София, Вера, Надежда, Любовь и мученик Христофор».
Образ относится к так называемым краснушкам – иконам, создававшимся во владимирских иконописных селах в XVIII – начале XX века в характерной простонародной манере и рассчитанным на невзыскательный вкус. Такие образа во множестве продавались на нижегородской ярмарке, разносились торговцами-офенями по селам и деревням. Представленные на иконе святые, чествуемые 17 сентября и 9 мая, пользовались особым почитанием у старообрядцев.
Усиление напряженных ожиданий конца света, уверенность в том, что пришествие Антихриста уже состоялось, приводили людей в крайнюю степень отчаяния, и в этих местах Владимиро-суздальской губернии происходили не только многочисленные самосожжения, но и добровольные «уморения себя голодом даже до смерти». Святые же София, Вера, Надежда, Любовь и мученик Христофор являли собой пример стойкости перед лицом мучений за веру. Святого Христофора считали также избавителем от внезапной смерти, что нашло отражение в поговорке: «увидим Христофора, идем безопасно».
Примечательно, что именно староверы сохранили характерную древнюю иконографию этого святого, изображавшегося с песьей головой. По одной из легенд, юноша, принадлежавший к племени «песьеголовцев», стал приверженцем Христовой веры и принял мученическую кончину. Такая иконография был запрещена определением Синода, однако ее продолжали настойчиво использовать.
Своими особенностями обладало и иконописание Саратовской губернии. В центральной части зала расположены иконы, происходящие из иконостаса поповской часовни в Хвалынске.