Святая Екатерина с житием в 12 клеймах Начало XIX века
В 1685 году в результате массового бегства староверов-поповцев из центральной России, на польской территории, на острове Ветка, при впадении одноименной реки в реку Сож, образовалось новое старообрядческое поселение, названное как и остров - Ветка (ныне это город Ветка в Гомельской области Белоруссии). Поселение быстро разрасталось. И вскоре в Ветке насчитывалось четырнадцать старообрядческих слобод, в том числе, несколько монастырей, скитов и больших общественных моленных. Первая из церквей – Покровская появилась уже в 1695 году, то есть, спустя всего десять лет после образования самого поселения.
История Ветки трагична. Власти не жаловали старообрядческую общину. Так, при Анне Иоанновне в 1735 году произошла первая «выгонка». Пять полков под командованием полковника Сытина окружили Ветку и насильно вывезли на территорию России четырнадцать тысяч человек. Вторая «выгонка» случилась в 1764 году. По приказу Екатерины I генерал-майор Маслов угнал в Сибирь двадцать тысяч старообрядцев. С переселенцами отправилась и разобранная по бревнам Покровская церковь. Однако, несмотря на гонения, старообрядческие поселения в Ветке продолжали существовать. В начале XIX века в слободе проживало около четырех тысяч (3731) старообрядцев и 335 православных человек, было много больших церквей и старообрядческих моленных.
Сложилась в Ветке и своя самобытная иконописная школа, так называемая «ветковская икона», отличающаяся насыщенной цветовой гаммой, округлым типом ликов святых и богато украшенными золотом одеяниями. Ветковские иконописцы предпочитали бесковчежную доску и любили делить ее на клейма почти квадратной формы двойными рамками: внутренними – белильными и внешними – красными. Эти местные традиции присутствуют в целом ряде прекрасных памятников, среди которых выделяются «Богоматерь всех скорбящих Радость», «Троица новозаветная» и особенно «Святая Екатерина с житием в 12 клеймах», вывезенная в середине XIX века из ветской старообрядческой молельни.
Святая Екатерина – одна из самых почитаемых святых жен в христианском мире. Дочь Александрийского правителя, отличавщаяся, по преданию, большой мудростью, красотой и целомудрием, она приняла мученическую кончину в 307 году при императоре Максимилиане. В VIII веке ее мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на Синае.
В центре иконы, – средникеы как раз и совмещено две композиции: «Ангелы переносят мощи Святой Екатерины на гору Синай» и «Святая Екатерина в предстоянии Троице Новозаветной». В клеймах же, читаемых построчно (слева направо и сверху вниз), мы можем видеть житие святой. Первое (левое верхнее) представляет мудрого старца, дающего Екатерине образ Богоматери с младенцем. Далее по верхней строке следуют: обручение Святой Екатерины с Младенцем Христом, ее крещение, гневное обличение Екатериной императора Максимилиана и всей жестокости языческой. Второй ряд представляет: избиение святой воловьими жилами и сожжение пятидесяти философов (уверовавших благодаря ей). Третий – испытание Екатерины и явление ей Христа. В нижним можно увидеть ангела, сокрушающего четыре колеса, на которых святая должна была быть казнена, мучение царицы Августы – матери Максимилиана, осмелившейся поверить во Христа, убиение (по тем же причинам) воеводы Порфирия и двухсот воинов и последнее клеймо – усечение глав Святых Екатерины и Августы.
Иконы следующего зала связаны с другим серьезным старообрядческим центром – Ярославской губернией.