Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Старообрядческое литье

Распятие Христово. Крест реликварныйРаспятие Христово. Крест реликварныйВ петербургский храм этот большой восьмиконечный реликварный крест попал, вероятно, в начале XX века при строительстве новой церкви старообрядцами поморского согласия. Создан же он был, по-видимому, на поклонение московским старообрядцам мастером Иваном Григорьевым в 1738 году, о чем сообщает еле заметная надпись на нижнем торце. На лицевой стороне, покрытой, золочением, находится чеканное изображение распятого Спасителя. На рукояти – многострочная надпись-славословие кресту Господню. Вся тыльная сторона аккуратно расчерчена на небольшие квадратики, в которых перечислены вложения в крест.

Для создания этой святыни было собрано большое количество различных реликвий, cвязанных с жизнью Христа и Богоматери. Самые значимые из них: «кровь с Господа, истекшая из ребер» и «Древо креста Господня». Традиционный по своей иконографии и пропорциям, этот крест стилистически близок к большим поморским крестам.
В медницах «на Выге» в значительном количестве изготавливались кресты, иконы, книжные застежки, пуговицы, чернильницы и другие предметы старообрядческого культа, которые распространялись во все уголки старообрядческого мира.
Двунадесятые праздники и поклонение иконам БогоматериДвунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери
О тесных связях с прославленным центром в Поморье свидетельствуют две небольшие литые медные иконы из петербургской моленной на Волковской улице с изображением «Святого Андрея Стратилата» и «Пророка Даниила». Святые соименники первых духовных наставников и устроителей Выговской пустыни - Андрея Денисова и Даниила Викулина – пользовались особым почитанием у петербуржских старообрядцев.

Двунадесятые праздники и поклонение иконам БогоматериДвунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери Выговскими мастерами был создан тип четырехстворчатого складня, пользующийся большой популярностью, и на протяжении XVIII – начала XX столетия отливавшийся во многих старообрядческих мастерских по всей России. Получившие в народе название «большие праздничные створы» с кокошниками на верхах, включали на трех створах изображения двунадесятых праздников, а на четвертой – четырех чудотворных икон Богоматери: Владимирской, Смоленской, Тихвинской и «Знамение» с предстоящими святыми. Внешняя сторона украшалась традиционным поморским орнаментом барочного типа и композицией с изображением Голгофского креста. Поморские складни отличаются не только тщательной продуманностью содержания и формы, но и превосходным техническим исполнением.

Как писал известный знаток и собиратель памятников старообрядческого искусства Каликин: «Вклад поморцев в общую сокровищницу русской культуры заключается еще и в том, что они впервые в первой четверти XVIII века дали такое совершенное по четкости линий и пластичности формы литье, которое не нуждалось в последующей прочеканке…».

Немаловажную роль в становлении старообрядческого искусства сыграли Гуслицы – местность в восточном Подмосковье, где проживали старообрядцы всех согласий, с преобладанием поповцев.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password