Евангелие от Луки Зачало 83 глава 16. Притча о богатом и Лазаре. Конец XVIII века
Литературным источником, послужившим основой для создания композиции этой гуслицкой иконы конца XVIII века, является евангельская «Притча о богатом и Лазаре», на что указывает название произведения - Евангелие от Луки Зачало 83 глава 16.
"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру… и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: "Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем".
Но Авраам сказал: "Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того, между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам - не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: "Так прошу тебя, Отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: "У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: "Нет, Отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются".
Тогда Авраам сказал ему: "Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят". (Лк, 16, 19-31).
Использование в качестве сюжета Евангельской притчи позволило иконописцу дополнить изображение текстом, почерпнутым непосредственно из Евангелия.
Одной из отличительных особенностей воспроизведения текстов на гуслицких иконах является прием выделения заглавной буквицы киноварью, восходящий к традиции оформления рукописных книг. Не случайно также и то, что для именующей надписи на верхнем поле мастер избрал не название притчи, а дал ссылку на евангельский текст. Этот текст полностью процитирован в надписи на нижнем поле.
Насыщенность и напряженность цветового строя является еще одной особенностью исполнения гуслицких икон.
В связи с верой старообрядцев в пришествие Антихриста после церковной реформы патриарха Никона, особое распространение в иконах получает изображение Никиты-Бесогона.