Вид Выгорецкого и Лексинского скитов. 1870-1880
Одним из главных старообрядческих центров в Москве является Преображенское кладбище – приют феодосеевского толка. Кладбище, богадельня и больница возникли в силу трагической необходимости: в 1771 году в Москве бушевала чума. Спустя 13 лет после основания, на территории кладбища появляется главная соборная часовня во имя Успения Божией Матери, а количество моленных увеличивается, причем настолько быстро, что к середине XIX века их насчитывалось 12. Тогда же началась и волна репрессий на приверженцев старой веры, в 1853 году наставник кладбища Семен Козьмин был арестован, а хранимые образы, якобы присвоенные и незаконно приобретенные, были конфискованы. А собрание икон, составившееся из икон приобретенных и икон, написанных непосредственно в мастерской Преображенского кладбища, было немалое.
Интересным памятником местного письма является трехчастная икона «Вид Выгорецкого и Лексинского скитов». Она представляет основателей, наставников Выговского поморского общежительства и два панорамных вида монастырей. Выбор сюжета московским мастером неслучаен. В 70-80-е годы XIX века у староверов Преображенского кладбища особенно усилился интерес к истории Выговского общежительства. Центр верхнего ряда – икона Печерской Божией Матери. По сторонам от нее: коленопреклоненные или предстоящие иноки (мужья и жены) - слева и наставники - справа. Средний ряд представляет мужской Данилов монастырь, учрежденный в 1694 году на реке Выг. В нижнем – Лексинский женский монастырь, основанный в 1707 году на Лексе. Изображения, сопровождающиеся цифрами и подписями, являются неким прообразом современных топографических планов и карт. Вглядевшись, можно разобраться в устройстве монастырей, понять, где какое из строений находится.
Подобные панорамные виды обителей на реках Выг и Лекса не редкость в истории Выговского общежительства. И всегда в них четко зафиксированы все часовни, жилые и хозяйственные постройки. Планы могли висеть в келье, или находились в монастырской гостинице - и тогда служили путеводителем для паломников. Они представляли собой прекрасные образцы акварельной миниатюры, подтверждающие мастерство художников Выговской школы, так же, как и книги, представленные в витринах напротив.