Дейнека А. А. Прыгуны в воду. Эскиз мозаики для фасада санатория Совета министров СССР в Сочи. 1960-е
Дейнека А.А.
Прыгуны в воду. Эскиз мозаики для фасада санатория Совета министров СССР в Сочи
1960-е
Бумага тонированная, карандаш, акварель, гуашь, белила, бронза. 54 x 75,6
Курская картинная галерея
Эскизы фресок, мозаик, плафонов и фрагменты мозаик раскрывают одну из сторон экспериментально-творческой деятельности известного советского художника А. Дейнеки. В своей книге «Жизнь, искусство, время», (1974, Ленинград) профессор кафедры монументальной живописи рассуждает о необходимости применения изображений как архитектурного элемента на зданиях общественного назначения. «Фрески, панно, цветовая и фактурная обработка стен - все это дает огромные возможности для работы, - пишет он. - Клубы, библиотеки, спортивные залы нуждаются в изображениях, которые на длительное время зафиксировали бы наши хозяйственные и культурные достижения...». И далее: «Монументальность вытекает из понятия величия, народности, простоты, ясности образной формы, отражающей этапы больших человеческих деяний. Все это ставит перед художниками серьезную задачу опытно-лабораторного изыскания новых материалов для фрески - удобных, гибких и наиболее подходящих к конструктивным возможностям архитектуры».
Были ли на самом деле осуществлены отдельные эскизы, представленные в коллекции ККГ, не всегда известно. Так, никаких фактов, подтверждающих осуществление их при строительстве кинотеатра в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького до сих пор не выявлено. Хотя известно, что в 1932 художник был принят в члены Союза художников СССР, выполнив ряд монументальных панно. Спустя пять лет он выполнил панно для павильона СССР на Международной выставке в Париже и цикл мозаик для метро «Маяковская». В 1950-1960-е он также активно работает в области оформления различных общественных зданий. Другой пример - мозаики Дейнеки, которые сегодня разглядывают пассажиры Московского метрополитена на станции «Новокузнецкая», изначально предполагались для станции «Павелецкий вокзал». Но строительство станции велось не по плану авторов проекта, братьев Весниных. В итоге материал был использован для оформления станции «Новокузнецкая», где изначально их размещение не планировалось.
ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899, Курск – 1969, Москва)
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист. Учился в Харьковском ХУ (1914-1918) у Р.М. Пестрикова, А.М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920-1925 ) на полиграфическом факультете у В.А. Фаворского и Н.И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), «Октябрь» (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925-1928), «Октябрь» (1928-1930), РАПХ (1931-1932).
Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919-1920). Работал в Курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930-1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928-1930; профессор – с 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962-1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968-1969).
Художник, сам бывший отличным спортсменом, отмечал: «Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».