Дейнека А. А. Фехтование. 1923
Дейнека А.А.
Фехтование
1923
Ксилография. 10,4 x 13,7
Курская картинная галерея
А. А. Дейнека известен преимущественно как живописец и монументалист. Однако в его творчестве очень важно графическое начало, во многом сформировавшее авторский стиль. Приведем высказывание художника: «Я понимаю живопись, тонкую живопись, но люблю больше рисунок, форму. Если иные разбираются в тончайших тоновых нюансах и абсолютно безразличны к грубым искажениям формы, то у меня всё наоборот – я очень чувствителен к тончайшим формам ритма и удовлетворяюсь простыми цветовыми отношениями…».В коллекции Курской картинной галереи хранится более тысячи графических листов А.Дейнеки, отмеченных разнообразием техник, манер и стилей, но их объединяет неповторимый «энергетийный заряд» художника. На данной выставке представлены две ксилографии, выполненные в годы учебы на графическом факультете ВХУТЕМАСа (1921-1925) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского, и одна, сделанная, вероятно, чуть позже (тушь, акварель). Влияние В. А. Фаворского сказывается в характере упругого штриха, которым начинающий художник лепит обобщенную форму, нащупывая собственный почерк. Энергия образов художника заражает, а художественный язык и сегодня воспринимается как новаторский.
ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899, Курск – 1969, Москва)
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист. Учился в Харьковском ХУ (1914-1918) у Р.М. Пестрикова, А.М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920-1925 ) на полиграфическом факультете у В.А. Фаворского и Н.И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), «Октябрь» (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925-1928), «Октябрь» (1928-1930), РАПХ (1931-1932).
Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919-1920). Работал в Курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930-1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928-1930; профессор – с 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962-1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968-1969).
Художник, сам бывший отличным спортсменом, отмечал: «Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».