Дейнека А. А. Перед забегом. 1948
Дейнека А.А.
Перед забегом. Эскиз к скульптуре
1948
Бумага тонированная, карандаш. 29,2 x 21,3
Курская картинная галерея
Герои произведений Александра Дейнеки - молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира: гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Они свидетельствуют о полнокровном чувстве бытия, присущем Дейнеке - человеку и художнику. Выявить в человеке эти качества мастеру помогают традиции классического искусства с присущим ему культом красоты тренированного тела, подчеркнутой динамичными ритмами композиции.
ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899, Курск – 1969, Москва)
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист. Учился в Харьковском ХУ (1914-1918) у Р.М. Пестрикова, А.М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920-1925 ) на полиграфическом факультете у В.А. Фаворского и Н.И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), «Октябрь» (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925-1928), «Октябрь» (1928-1930), РАПХ (1931-1932).
Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919-1920). Работал в Курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930-1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928-1930; профессор – с 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962-1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968-1969).
Художник, сам бывший отличным спортсменом, отмечал: «Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».