В. Серов. Осенний вечер в Домотканово. 1886 . ГТГ
В конце 1880-х годов многие молодые художники, в том числе и Валентин Александрович Серов обращаются к «деревенской» теме, но, в отличие от передвижников 1860-х, не вскрывают социальных конфликтов, не обличают общественных нравов, и вообще, стараются избегать развернутого повествования и сложного сюжета. Больше всего Серова привлекала деревня осенью или зимой, он любил писать унылое серое небо, потухшие осенние краски, неказистые деревья, покосившиеся избушки и людей, занятых повседневными делами.
Характерным примером «крестьянского» Серова, как художника назвал И.Э. Грабарь, является представленное полотно, написанное в Домотканове – деревенской усадьбе живописца Владимира Дервиза. Тесная дружба художников продолжалась со студенческих лет до конца жизни. Серов часто приезжал в имение, приобретенное Дервизом в 1886 году. Усадьба Домотканово, находящаяся в шестнадцати километрах от Твери, стала таким же легендарным местом, как Абрамцево и Талашкино. Сейчас в усадьбе размещается музей, открытый в 1965 году к столетию со дня рождения Серова. Именно здесь художник создал более тридцати крупных работ и свои лучшие пейзажи.
Полотно «Осенний вечер в Домотканово» было написано в 1886 году и считается одной из интереснейших работ раннего периода творчества Серова. Кажется, что мастер представил кусочек реальной жизни, взятый таким, каков есть на самом деле. Манерой письма полотно напоминает натурный этюд, но строго выверенная уравновешенная композиция придает ему картинный характер. Неяркий осенний свет мягко освещает простой безыскусный пейзаж. Растрепанные деревья, серое печальное небо. И вроде бы все… Но полотно вызывает сложные чувства, не только уныние и тоску. В пейзаже есть прекрасное, высокое ощущение чего-то родного, близкого, неотделимого от русского человека. Красота здесь неказистая, неприметная, но такая своя!