Дурнов М. Портрет поэта К.Бальмонта. 1901 (ГТГ)
Вечно окруженная загадками, капризная дама "История", иных осторожно хранит в драгоценной шкатулке своей памяти, а иных вздумает и обронит небрежно - среди шпилек духов... Так затерялось имя одного прежде яркого персонажа, жившего столетие назад – Модеста Александровича Дурнова. Прежде он считался поистине "властителем дум", слывя в московских художественных кругах своего рода эстетическим авторитетом. Его мнением дорожили, к оценкам внимательно прислушивались, отзывы ловили, повторяли, передавали из уст в уста, о жизни слагались легенды. Константин Бальмонт, посвящая другу свой поэтический сборник "Будем как солнце" (1902) писал: "Модесту Дурнову, создавшему поэму из своей личности".
За год до написания этих строк Дурнов выполнил в гуаши портрет Константина Бальмонта - одного из самых знаменитых поэтов своего времени в России, самого читаемого и почитаемого из гонимых и осмеянных декадентов.
Многие известные художники писали его портреты, среди них были и Серов, и Пастернак. Но, пожалуй, в гуаши Дурнова, живее схвачен образ поэта, который так созвучен с характеристикой данной Бальмонту Андреем Белым: «Глубоко сидящие в орбитах почти безбровые его карие глаза тоскливо глядят, кротко и недоверчиво: они могут глядеть и мстительно, выдавая что-то беспомощное в самом Бальмонте. И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг — все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! И как это лицо может казаться незначительным! И какую неуловимую грацию порой излучает это лицо!»
Именно эта двойственность натуры Бальмонта определила изобразительный язык портрета, где все построено на противоборстве: одновременной пустоте и декоративной перенасыщенности фона, настойчивом контрасте прямых и круглящихся линий, столкновение белого и черно-синего цвета.
Удивительно, как необычайно тесно сплетены были на рубеже XIX-XX веков искусство и литература. Живописные работы становились основой литературных произведений, а музыка и литература в свою очередь давала толчок к рождению шедевров изобразительного искусства. Так, например, одно из самых загадочно-прекрасных произведений М.А.Врубеля «Пан» появилось под впечатлением рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир». Бывает, что великие произведения пишутся внезапно, как бы экспромтом. Рассказывают, что Врубель написал полотно за два или три дня, взяв, со свойственной ему нетерпимостью, холст с начатым портретом жены.