Пренер Г. Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой. 1744–1755
Двадцать лет длилось царствование императрицы Елизаветы Алексеевны, любимой дочери Петра Великого. Десятки ее живописных портретов создали придворные мастера. Словно книгу человеческой жизни листаем мы, рассматривая эти произведения. Вот молодая, 34–летняя Елизавета, облаченная в мужское платье, так шедшее к ее стройной фигуре, смотрит на нас с портрета модного живописца Луи Каравака. Нежное лицо еще не лишилось юношеского очарования, пристальный взгляд лучистых глаз выдает природную живость ума. Она талантлива и необычайно хороша собой, она истинная дщерь своего отца и Россия по праву вверена ей Богом в полное властвование.
Как Всемилостивейшая Государыня, истинная защитница своего отечества, предстает Елизавета в работе Георга Пренера - аллегорическом групповом портрете, прославляющем мирную восточную политику России. Облаченная в воинские латы со всеми царскими регалиями, она восседает верхом на коне в окружении своей свиты. На заднем плане – сцена осады русскими войсками турецкой крепости. Над головой императрицы парят два орла: один – в короне и со скипетром, у другого на голове золотой вензель императрицы, в клюве – оливковая ветвь – символ мира. Слева – конная группа вельмож во главе с великим князем Петром Федоровичем, провозглашенным наследником престола. Справа конная статс-дам, среди которых великая княгиня Екатерина Алексеевна, записавшая в 1745 году свои первые впечатления об императрице Елизавете: «Поистине тогда нельзя было видеть в первый раз и не поразиться ее красотой и величавой осанкой. Это была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от этого не терявшая… Она танцевала в совершенстве и отличалась особой грацией во всем, что делала, одинаково в мужском и женском наряде…».
В 1752 году Каравак напишет еще один портрет Елизаветы Петровны. Он запечатлит ее облаченной в черное маскарадное домино с маской в руке. Грациозная и романтичная, величавая и торжественная - она по-прежнему прекрасна в свои 43 года.
Елизавета Петровна не стала идеальной императрицей, да и не претендовала на это. Не имея опыта управления государством, она передавала решение важных дел своим фаворитам, что, правда, не портило общей картины – вокруг Елизаветы в основном вращались не авантюристы, а представители российских дворянских фамилий, которым судьба государства была отнюдь небезразлична. На соседнем щите, среди «портретов гордых бар» в верхнем ряду, можно увидеть портрет всемогущего фаворита Елизаветы Петровны - графа Ивана Ивановича Шувалова, выполненный талантливым художником, одним из первых выпускников Российской Академии художеств, Антоном Павловичем Лосенко.