Левицкий Д. Портрет Демидова П.А. 1773 (ГТГ)
Портрет Прокофия Демидова – настоящая, хорошо срежиссированная картина, где каждая деталь рассказывает, подчас в метафорической форме, об изображенном человеке. Демидов был одним из самых противоречивых людей своего времени: выпускник Гамбургского университета, ученый-биолог и барин-самодур, основатель коммерческого училища, филантроп, жертвующий огромные суммы на Московский университет, на Воспитательный дом и «дерзкий болтун», как называла его Екатерина II.
На портрете изображен 63-летний богач, облаченный в роскошный шелковый халат, домашние туфли и утренний бархатный колпак. Этот портрет - развернутая просветительская программа. Подчеркнуто неофициальный костюм означает негосударственный характер деятельности героя. Указующий жест направлен на цветочные горшки и на изображенное на дальнем плане здание воспитательного дома, одним из опекунов которого был Демидов. Эта ясно читаемая аллегория бережного, тщательного, умелого воспитания. Раскрытая книга олицетворяет пользу просвещения.
Сергеем Дягилевым, ставшим серьезным знатоком и исследователем русского искусства XVIII века, была написана первая монография о творчестве Дмитрия Левицкого, вышедшая в свет в 1902 году. Книга была издана с подлинным внешним великолепием и безукоризненным художественным вкусом, на отличной бумаге, прекрасным шрифтом, с титульными листами работы Евгения Лансере и Константина Сомова. Среди художников второй половины XVIII столетия, входивших в круг интересов дягилевских исследований, можно назвать и Степана Щукина. Выполненный им портрет императора Павла I открывает следующий раздел выставки.