Алексеев Н. Портрет Ступина с учениками. 1838
Ярким примером нового в искусстве первой половины XIX века жанра группового портрета творческой интеллигенции является полотно Николая Михайловича Алексеева «Портрет Ступина с учениками». Он был написан Алексеевым в качестве программы на звание академика. Причем художнику была поставлена определенная задача - «произвести в естественную величину группу из четырех или пяти поколенных фигур, изображающих академика Ступина, окруженного учениками и рассматривающего работы одного из них». Почему, вдруг заданной официальной темой в Академии стал подобный сюжет, и чем Ступин привлек столь серьезное внимание к своей особе?
Александр Васильевич Ступин, личность на самом деле очень известная. Он явился создателем и идейным вдохновителем «арзамасской рисовальной школы» - одной из самых серьезных среди провинциальных учебных заведений. Она была открыта в 1805 году, а уже в 1809 Академия Художеств приняла школу Ступина под свое покровительство, тем самым признав высокий уровень образования и профессионализм ее учеников. Школа просуществовала до 1862 года и, к сожалению, была закрыта после смерти Ступина, так как его наследник – автор картины Николай Алексеев - не смог получить поддержку Академии. Родственные связи художников отчасти так же объясняют появление полотна. Николай Михайлович с 1834 года был женат на дочери Ступина.
В центре полотна торжественно восседает глава Арзамасской школы. На парадном наряде поблескивают ордена, в петлице орден Святой Анны III степени, а на Владимирской ленте бронзовая медаль «В память отечественной войны 1812года». Кто вокруг него – точно не известно. Правда существует версия А.Н.Бенуа, что изображение юноши в халате может быть автопортретом самого Алексеева. И действительно сравнение с известным автопортретом 1845 не опровергает этого предположения.