Тропинин В. Портрет гравера Н.И.Уткина. 1824
Пожалуй, ни у одного современного Тропинину портретиста нет такого количества живописных изображений коллег – художников. Композиционно они делятся на две группы: скромные поясные, на нейтральном фоне и работы с более или менее развитым жанровым началом. Портрет гравера Уткина принадлежит ко второму типу. Тропинин использует устоявшуюся, традиционную схему изображения «за работой».
Известный гравер, академик Николай Иванович Уткин, изображен сидящим за мольбертом. Однако художник не передает самого момента творчества. В образе не отражено состояние вдохновения, напряжения духовной энергии. Уткин предстает на мгновение оторванным от своего занятия и обращенным к зрителю. Лицо модели, как всегда в тропининских портретах доброжелательно. Живописец не раз говорил: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление…». Но не только доброжелательность но и поразительное благородство сквозить во всем облике крупнейшего мастера резцовой гравюры первой половины XIX века. Да, несмотря на простую фамилию, полученную от матери – крепостной крестьянки, по отцу Уткин благородного происхождения. Он сын графа Михаила Никитича Муравьева – воспитателя великих князей Александра и Константина Павловича. В 1785 году Екатерина II пригласила известного литератора и академика, преподавать внукам русскую словесность, историю и нравственную философию. Сводными братьями Уткина были декабристы Никита и Александр Муравьевы, а кузеном известный поэт Константин Николаевич Батюшков.
Завершают экспозицию посвященную «Историко-художественной выставке русского портрета» произведения мастеров конца XIX начала XX века. Тогда в 1905 году этот раздел на фоне других выглядел менее сенсационно и особенного зрительского энтузиазма не вызвал. Между тем он тоже мог гордиться картинами, прочно вошедшими затем в историю русской живописи.