Бенуа А. Версаль. Прогулки короля. 1896
Особенностью творчества Александра Николаевича Бенуа, в отличие от многих его коллег по объединению «Мир искусства», было не просто зачарованное любование миром ушедших эпох, а живой диалог с прошлым. Особенно мастера привлекал Версаль времен Людовика XIV. Огромный цикл произведений раскрывает красоту архитектурно-паркового ансамбля знаменитой резиденции французских королей – символа красоты галантного века, рисует сцены из жизни его обитателей.
Бенуа писал: «Мне хотелось в своих изображениях восстановить роскошное прошлое Версаля и населить его тенями. Но постепенно я научился отдаваться всецело непосредственно чарам Версаля, и тогда я еще сильнее начал ощущать в сложных его ароматах, в шорохе листьев, в плеске его водоемов смутные сладкощемящие воспоминания». «Я буквально не выходил из какого-то восторженного опьянения. Меня неодолимо тянуло в парк, и я находил в нем неисчислимое множество возбуждающих мотивов». Иногда художнику даже казалось, что «боги и богини, из которых одни мраморные, на высоких пьедесталах, а другие бронзовые, возлежат по краям бассейнов, обмениваются между собой, или с нами, смертными их поклонниками, приветливыми улыбками. Вот от этих ощущений и родились картины…».
Парк, тающий в дымке хмурого дня, кажется не реальной картиной, а призраком прошлого, встающим перед глазами художника. Тонкие обнаженные деревья протягивают темные ветви к серенькому небу. Неспешно двигаются изысканные кавалеры и прекрасные дамы, раскланиваясь, перешептываясь, кокетничая…
Работы выполнены в сложной смешанной технике, изображение нанесено гуашью, акварелью, добавлено золото, серебро, а карандашная линия выявляет объемность изображения. Графическая четкость здесь сочетается с блистательной композицией. И все это сдобрено милой и изящной иронией, которой, в общем-то, жили все «мирискусники». Дягилев показал творчество ведущих молодых художников тех дней, проследив эволюцию нового искусства: от «пейзажей-настроения» Левитана и импрессионистических работ 1880-х Серова и Коровина до символизма Врубеля, Якунчиковой.