Старообрядческое литье
В петербургский храм этот большой восьмиконечный реликварный крест попал, вероятно, в начале XX века при строительстве новой церкви старообрядцами поморского согласия. Создан же он был, по-видимому, на поклонение московским старообрядцам мастером Иваном Григорьевым в 1738 году, о чем сообщает еле заметная надпись на нижнем торце. На лицевой стороне, покрытой, золочением, находится чеканное изображение распятого Спасителя. На рукояти – многострочная надпись-славословие кресту Господню. Вся тыльная сторона аккуратно расчерчена на небольшие квадратики, в которых перечислены вложения в крест.
Для создания этой святыни было собрано большое количество различных реликвий, cвязанных с жизнью Христа и Богоматери. Самые значимые из них: «кровь с Господа, истекшая из ребер» и «Древо креста Господня». Традиционный по своей иконографии и пропорциям, этот крест стилистически близок к большим поморским крестам.
В медницах «на Выге» в значительном количестве изготавливались кресты, иконы, книжные застежки, пуговицы, чернильницы и другие предметы старообрядческого культа, которые распространялись во все уголки старообрядческого мира.
О тесных связях с прославленным центром в Поморье свидетельствуют две небольшие литые медные иконы из петербургской моленной на Волковской улице с изображением «Святого Андрея Стратилата» и «Пророка Даниила». Святые соименники первых духовных наставников и устроителей Выговской пустыни - Андрея Денисова и Даниила Викулина – пользовались особым почитанием у петербуржских старообрядцев.
Выговскими мастерами был создан тип четырехстворчатого складня, пользующийся большой популярностью, и на протяжении XVIII – начала XX столетия отливавшийся во многих старообрядческих мастерских по всей России. Получившие в народе название «большие праздничные створы» с кокошниками на верхах, включали на трех створах изображения двунадесятых праздников, а на четвертой – четырех чудотворных икон Богоматери: Владимирской, Смоленской, Тихвинской и «Знамение» с предстоящими святыми. Внешняя сторона украшалась традиционным поморским орнаментом барочного типа и композицией с изображением Голгофского креста. Поморские складни отличаются не только тщательной продуманностью содержания и формы, но и превосходным техническим исполнением.
Как писал известный знаток и собиратель памятников старообрядческого искусства Каликин: «Вклад поморцев в общую сокровищницу русской культуры заключается еще и в том, что они впервые в первой четверти XVIII века дали такое совершенное по четкости линий и пластичности формы литье, которое не нуждалось в последующей прочеканке…».
Немаловажную роль в становлении старообрядческого искусства сыграли Гуслицы – местность в восточном Подмосковье, где проживали старообрядцы всех согласий, с преобладанием поповцев.