Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Евангелие от Луки Зачало 83 глава 16. Притча о богатом и Лазаре. Конец XVIII века

  • user warning: Table './ci19934_virtualr/cache_page' is marked as crashed and last (automatic?) repair failed query: LOCK TABLES cache_page WRITE in /var/www/fastuser/data/www/virtualrm.spb.ru/includes/database.mysql.inc on line 174.
  • user warning: in /var/www/fastuser/data/www/virtualrm.spb.ru/includes/database.mysql.inc on line 174.

Литературным источником, послужившим основой для создания композиции этой гуслицкой иконы конца XVIII века, является евангельская «Притча о богатом и Лазаре», на что указывает название произведения - Евангелие от Луки Зачало 83 глава 16.

Евангелие от Луки. Зачало 83 глава 16Евангелие от Луки. Зачало 83 глава 16"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру… и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: "Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем".

Но Авраам сказал: "Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того, между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам - не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: "Так прошу тебя, Отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему: "У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: "Нет, Отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются".

Тогда Авраам сказал ему: "Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят". (Лк, 16, 19-31).

Использование в качестве сюжета Евангельской притчи позволило иконописцу дополнить изображение текстом, почерпнутым непосредственно из Евангелия.

Одной из отличительных особенностей воспроизведения текстов на гуслицких иконах является прием выделения заглавной буквицы киноварью, восходящий к традиции оформления рукописных книг. Не случайно также и то, что для именующей надписи на верхнем поле мастер избрал не название притчи, а дал ссылку на евангельский текст. Этот текст полностью процитирован в надписи на нижнем поле.

Насыщенность и напряженность цветового строя является еще одной особенностью исполнения гуслицких икон.

В связи с верой старообрядцев в пришествие Антихриста после церковной реформы патриарха Никона, особое распространение в иконах получает изображение Никиты-Бесогона.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password