Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Книги и письменные принадлежности

Октай, на крюковых нотахОктай, на крюковых нотахВыговское общежительство, известное не только своими иконописными мастерскими, медницами, но и богатейшим рукописно-книжным наследием, являлось в XVIII веке духовным и просветительским центром северного края не только для староверов-беспоповцев, но и для приверженцев официальной церкви. Книжные переплеты и титульные листы старообрядцы оформляли очень красочно, в особом «поморском стиле», который складывался постепенно на основе сочетания «старопечатных» трав с орнаментом барочного типа.

Переписчики книг до XX века писали кистью или гусиным пером, а не металлическими перьями. Историк, исследователь старообрядческой культуры Дружинин отмечал, что иллюстраторы рукописей пользовались для разведения красок и чернил раковинами, а не посудой.
Книга Матфея Правильника. ПереплетКнига Матфея Правильника. Переплет
В скитах постоянно занимались перепиской книг, для чего были необходимы чернильницы, книжные застежки, штампы для оформления книг и тиснения кожаных переплетов. Сохранились сведения об изготовлении медных предметов в Кодозерском скиту. После отливки их отправляли на Выг, так как Кодозерский скит входил в состав так называемого раскольнического суземка. Затем литье продавалось в разные губернии России. Доход от продажи был очень велик.

Среди представленных в витрине разнообразных письменных принадлежностей особенно выделяются небольшие подвесные чернильницы - полуовальной формы, с горлышком и колечками для цепочки по обеим сторонам. Стенки подобных чернильниц оформлялись рельефным рисунком. Наиболее распространеные изображения – птица Сирин, лев, носорог или пышный растительный орнамент.
ЧернильницыЧернильницы


Хранимые старообрядцами традиции рисованного лубка, письма и украшения книг, знание древнего художественного наследия, верность старине и дедовским обычаям, передававшимся в каждой семье из поколения в поколение, позволили особенно выделиться среди поздних центров старообрядческого иконописания Богоявленской слободе Мстера.

Произведения мстерских мастеров представлены в последнем зале выставки.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password