Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Медиатека
  • Вернисажи
  • Художественная галерея
  • Электронный курс
  • Прогулки с ВФ
  • Google Art Project
  • КОМП
  • Полезные ссылки
  • Для сотрудников филиалов

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Святые София, Вера, Надежда, Любовь и мученик Христофор. Первая половина XIX века

Во Мстере хранились богатейшие собрания прорисей с древних икон, что позволяло художникам, вплоть до начала XX века, в точности воспроизводить каноническую иконографию памятников давно ушедших веков. Прекрасная сохранность произведений мстерских Иконников свидетельствует о точнейшем и неукоснительном соблюдении старинных технологических приемов иконописания, о высочайшей культуре самого ремесла.

Святые София, Вера, Надежда, Любовь и мученик ХристофорСвятые София, Вера, Надежда, Любовь и мученик ХристофорМстерская икона первой половины XIX века, сохранившая древнюю иконографию – «Святые София, Вера, Надежда, Любовь и мученик Христофор».

Образ относится к так называемым краснушкам – иконам, создававшимся во владимирских иконописных селах в XVIII – начале XX века в характерной простонародной манере и рассчитанным на невзыскательный вкус. Такие образа во множестве продавались на нижегородской ярмарке, разносились торговцами-офенями по селам и деревням. Представленные на иконе святые, чествуемые 17 сентября и 9 мая, пользовались особым почитанием у старообрядцев.

Усиление напряженных ожиданий конца света, уверенность в том, что пришествие Антихриста уже состоялось, приводили людей в крайнюю степень отчаяния, и в этих местах Владимиро-суздальской губернии происходили не только многочисленные самосожжения, но и добровольные «уморения себя голодом даже до смерти». Святые же София, Вера, Надежда, Любовь и мученик Христофор являли собой пример стойкости перед лицом мучений за веру. Святого Христофора считали также избавителем от внезапной смерти, что нашло отражение в поговорке: «увидим Христофора, идем безопасно».

Примечательно, что именно староверы сохранили характерную древнюю иконографию этого святого, изображавшегося с песьей головой. По одной из легенд, юноша, принадлежавший к племени «песьеголовцев», стал приверженцем Христовой веры и принял мученическую кончину. Такая иконография был запрещена определением Синода, однако ее продолжали настойчиво использовать.

Своими особенностями обладало и иконописание Саратовской губернии. В центральной части зала расположены иконы, происходящие из иконостаса поповской часовни в Хвалынске.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль