|
Виртуальные прогулки по Русскому музею Михайловский замок |
|
Русский музей
»
Михайловский замок
»
Зал 234
Зал 234Шпалеры императорской шпалерной мануфактуры Все представленные на выставке шпалеры выполнены на Императорской шпалерной мануфактуре, созданной по указу Петра I в 1717 году в Петербурге. Шпалеры — вытканные ручным способом безворсовые настенные ковры. Обычно одну шпалеру создавали несколько мастеров. На ткачество одного квадратного аршина (0,51 кв. м) шпалеры четырьмя мастерами требовался месяц. Ранний период деятельности мануфактуры представлен на выставке шпалерой «Вирсавия у фонтана» (1727). Она относится к числу первых, известных нам шпалер, исполненных русским мастером, о чем свидетельствует подпись, вытканная в правом нижнем углу. Имя ткача — Антон Афанасьев. 1730—1740 годы — период активной деятельности мануфактуры. Создаются более сложные многофигурные произведения, обогащается красочная палитра. К этому периоду относится шпалера «Время, срывающее оковы с веры или Мученичество». Вторая половина XVIII века — время дальнейшего совершенствования производства на Петербургской шпалерной мануфактуре. Среди произведений этого времени почти сразу особое место занял жанр портрета, до сих пор практически не распространенный в шпалерном ткачестве. Как правило, на Петербургской шпалерной мануфактуре делались портреты царствовавших особ, членов их семьи и лиц, тесно связанных с придворным окружением. На выставке представлены три парадных портрета — «Портрет Екатерины II», «Портрет великого князя Петра Федоровича», — (оба выполнены с живописных оригиналов Ф.С.Рокотова), и «Портрет Павла I». К концу XVIII века в шпалерном ткачестве все ощутимее становилось влияние нового стиля — классицизма. Все большее место, начиная с последней четверти XVIII века и до 1840-х годов, занимали произведения на мифологические, библейские и евангельские сюжеты, виртуозно повторяющие живописные оригиналы известных западных и русских художников. Популярными становятся работы итальянских художников-академистов — братьев Каррачи, Гвидо Рени, а также русских художников академического направления — А.Лосенко, Г.Угрюмова, С.Щедрина. Поздний период деятельности мануфактуры показан на выставке целым рядом шпалер: «Спор отцов церкви о христианском догмате», исполненная в конце XVIII века по живописному оригиналу Гвидо Рени; «Рождество Христово или поклонение пастухов», вытканная в 1841 году с картины Корреджо «Рождество»; и «Святое семейство» (1832). В 1857 году Петербургская шпалерная мануфактура была закрыта. Тем не менее, созданные ее ткачами работы внесли существенный вклад в сокровищницу русского искусства. |
Проект "Русский музей: виртуальный филиал". © Русский музей. |